Назрело ужесточение экологического контроля за стивидорами. Так считают в российском правительстве, где планируют в 20 раз увеличить штрафы для стивидорных компаний за нарушения при перевалке угля в портах. Соответствующий законопроект был внесён в Госдуму 17 марта.
Скорректировать кратно хотят цифры, которые сейчас предусмотрены в КоАП в качестве наказания за загрязнение окружающей среды. Для юридических лиц это сумма от 10 тысяч до 20 тысяч рублей. В правительстве считают, что данный размер штрафа не оказывает необходимого воздействия на стивидоров, чтобы те были замотивированы на недопущение и устранение нарушений.
Вместо этого для юрлиц кабмин предлагает установить диапазон штрафов от 100 тысяч до 200 тысяч рублей. Повторное правонарушение будет караться взысканием от 300 тысяч до 600 тысяч рублей либо приостановкой деятельности на срок 90 суток.
Проект закона был готов ещё осенью 2021 года. Тогда стивидоры просили убрать пункт о приостановке деятельности — это грозит существенными убытками.
Почему ужесточение актуально
На территории Дальневосточного федерального округа перевалку угля осуществляют 32 стивидорные компании. За период 2016-2018 годов в их отношении было вынесено 467 постановлений о назначении административного наказания.
Случаи жалоб местных жителей на пыльную перевалку в портах фигурируют в новостной повестке систематически. Так, ранее в марте коллективная жалоба жителей Владивостока на угольную пыль из порта привела к тому, что транспортная прокуратура подтвердила нарушения в деятельности ОАО «Владивостокский морской рыбный порт». Возбуждено несколько административных дел.
Нужно предотвратить коллапс
У игроков рынка разные технологии. Кто-то использует передовые (относительно) методы перевалки. Другим и вовсе не до экологии. В свете ужесточения экологического законодательства эта разница в технологическом подходе усугубляет неравнозначное положение стивидоров.
Ещё один момент. Вводить новое законодательство необходимо постепенно, чтобы дать стивидорным компаниям время на перестройку. В противном случае, учитывая законодательно прописанную возможность приостановки деятельности, отрасль может столкнуться с заторами или даже коллапсом. Ограничивать экспорт угля в восточном направлении мы сейчас не можем по понятным геополитическим и макроэкономическим событиям.
Как сказано в документах, «в связи с текущей необходимостью защиты экономики и снижения административного давления на юридических лиц в условиях зарубежных санкций закон вступает в силу с 1 сентября 2023 года».