Глава Республики Саха (Якутия) Айсен Николаев в очередной раз вспомнил проект строительства крупного порта на побережье моря Лаптевых. «Планируем, чтобы от Севморпути пошли ответвления не только до Тикси, но и до других прибрежных центров. Также важно создание глубоководного порта относительно недалеко от Тикси, который к 2030 году должен перерабатывать от 15 до 25 млн тонн грузов», — заявил Николаев в интервью на телеканале РБК.
Проект не новый, и якутские представители периодически о нем напоминают, вероятно, в надежде на некий интерес инвесторов или государственные средства. В качестве обоснования создания нового порта тоже приводились разные причины. В октябре 2020 года первый заместитель председателя правительства РС(Я) Андрей Федотов говорил о том, что порт нужен потому, что в море Лаптевых идет геологоразведка и намечается освоение нефтегазовых ресурсов. В июле 2021 года председатель правительства РС(Я) Андрей Тарасенко ссылался уже на Севморпуть и завоз по нему грузов для республики.
Мечтать, пожалуй, не вредно, а вредно не мечтать. Однако же, проект морского порта на 15-25 млн тонн к 2030 году — это сейчас, скорее, фантом, чем реальный проект. Никак грузопотока для порта не набирается. Грузооборот порта Тикси (речных и морских терминалов вместе) по итогам навигации 2020 года составил 607,2 тысячи тонн (из них выгружено 276,5 тысяч тонн и транзитных грузов 241,1 тысяч тонн). «Ленское объединенное речное пароходство» перевозит в навигацию около 1,4 млн тонн грузов. Вся транспортная система севера Якутии с трудом набирает 2 млн тонн ежегодных грузоперевозок, распределенных между многими портами. Ни угольных, ни нефтегазовых, ни других горнодобывающих проектов, которые обещали бы ежегодную отгрузку в 15 млн тонн и более, в этом секторе Арктики пока нет. Между тем, отгрузка сырья — единственная надежда на заполнение столь большого порта. Северная Якутия просто не имеет пока таких потребностей, а уж тем более возможностей, чтобы обеспечить завоз 15 млн и более тонн грузов в год по Севморпути.
Думается, что правительство РС(Я) просто некритично восприняло опыт порта Сабетты. Если на Ямале возник большой порт на голом побережье, то и в Якутии получится. Между тем, Сабетту сделал мощный комплекс по производству и отгрузке СПГ. Есть ли хоть отдаленные перспективы, что в районе Тикси возникнет до 2030 года нечто подобное? Если не расставаться с реализмом, то очевидно, что не появится. И добычи нефти в таких масштабах, чтобы заполнить нефтеналивной порт на 15 млн и более тонн, тоже нет и вряд ли появится до 2030 года.
К тому же, проект морского порта в селе Найба исходит из глубин в 10 метров и в Якутске считают это достаточным. Между прочим, это ограничивает вместимость морских судов примерно до 20-30 тысяч тонн. Более крупные суда в такой порт не зайдут. Даже в Сабетте пришлось повозиться и построить подходной канал и акваторию порта с глубинами 15,1 метра.
На мой взгляд, вообще и не стоит гнаться в якутской Арктике за столь крупными портами на десятки миллионов тонн. Причина в том, что глубины моря Лаптевых таковы, что крупным океанским судам там тесно и к берегу они подойти не могут. Более рационально было бы развивать портовую инфраструктуру якутской Арктики в виде сети небольших портов и терминалов, под суда класса река-море с небольшой осадкой, но достаточной мореходностью и ледовым классом, чтобы ходить по Севморпути без ограничений. Для вывоза сырья, например, угля, лучше создать перевалочный порт на Чукотке, например, в заливе Лаврентия, где хорошие глубины и условия для подхода крупных морских судов. В Чукотском море и Беринговом проливе льда значительно меньше, он тонкий и легко проходимый для судов ледового класса.
Это был способ развития морской и портовой инфраструктуры восточной Арктики, который давал бы более быстрый результат при меньших затратах. Однако, наверное потребуется громкое и впечатляющее крушение якутского портового фантома, чтобы в правительстве РС(Я), наконец, стали считаться с реальностью.