Туризм начинается с аэродрома

В Красноярском крае все никак не могут бросить прожектирование. Нет, мечтать даже полезно. Но если мечты не прорабатываются в деталях и нюансах, то им не суждено сбыться; они так и останутся маниловщиной. Речь в данном случае, идет о мастер-плане туристско-рекреационного кластера «Арктический», который два года разрабатывали в Агентстве по развитию Норильска, Агентстве по туризму Красноярского края и других организациях.

Там много чего написано. Но даже не читая, по краткому изложению содержания, становится совершенно ясно, что документ этот годится лишь для топливных целей, если он напечатан на бумаге. Потому что самого главного там нет.

Комплекс «Легенды тундры» в Дудинке, туристическая территория «Хараелах», кластер «Затундра»… А как туристы туда попадут? И тут начинается нечто про развитие пассажирского сектора Дудинского морского порта и направление турпотоков через Хатангу. Через, простите, что?! Это имеется в виду аэропорт Хатанга? Это тот самый аэропорт, через который в 2021 году по отчету Росавиации прошло 21,1 тысяч пассажиров и в который не летает подавляющая часть самолетов российских авиакомпаний? Это только воспаленное прожектерство может представить себе турпотоки через Хатангу.

Поскольку Таймыр и плато Путорана, места сами по себе красивые и достойные посещения, находятся на краю света почти в буквальном смысле, то любой туризм туда должен начинаться с пристойного авиационного обеспечения. Уверен, что туристы в основном не поедут в место, куда нельзя быстро прилететь и нельзя быстро вылететь; экстремалов, готовых зависнуть в заполярном краю, не так много и турпотока они не сделают.

Есть Алыкель — аэропорт Норильска. Годовой пассажиропоток достиг 604 тысяч человек в год. Пропускная способность его около 600 человек в час. Но эти цифры мало о чем говорят.В пересчете на более понятные значения, в сутки аэропорт в среднем принимает около 1650 человек или 14 бортов. В летний сезон больше. В зимние месяцы нагрузка колеблется от 27,5 тысяч до 52,2 тысяч человек. В летние месяцы возрастает до 70-72 тысяч человек или до 2300-2400 человек, или 20 бортов в сутки. Даже в пиковый сезон аэропорт работает с большой недогрузкой, примерно в 40% от максимальной пропускной способности.

Туризм на Таймыр и плато Путорана тоже будет в основном летний. Все же фанатов белого безмолвия немного, да и норильский климат зимой будет резковат даже попривычных к холодам сибиряков. Вот кластер «Затундра» рассчитывается на 50 тысяч туристов в год. Это еще 550 человек или 4 борта в сутки в дополнение к тому, что уже есть. Нет, не так. Турист использует два рейса, на въезд и на выезд, то есть суточная нагрузка аэропорта возрастает до 1100 человек или на 8 бортов. Допустим, что технически аэропорт Алыкель сможет обслужить порядка 30 бортов в сутки в летние месяцы.

Но прилететь в Алыкель и улететь обратно — это только часть дела. Надо ведь еще туристов доставить из аэропорта до самих туристических комплексов. Желательно быстро и с комфортом, то есть авиацией. И не на дребезжащем вертолете, а на комфортабельном и удобном самолете. Есть ли такие в наличии — это большой вопрос.

Таким образом, каждый туристический комплекс должен иметь свой аэродром и регулярные рейсы до Алыкеля. Получается целый куст из десятка или полутора десятков аэродромов, которые должна обслуживать целая авиакомпания. В самом Алыкеле должна быть удобная пересадка с магистральных рейсов на эти местные туристические рейсы, что подразумевает, по идее, строительство в Алыкеле отдельного туристического терминала. Терминал этот должен быть международным, если есть желание привлечь на Таймыр иностранных туристов. Если нет этого туристического терминала, местных аэродромов и обслуживающей их авиакомпании, то туристы массово на Таймыр не поедут. И потому, что будет долго, и потому, что будет дорого. Маленький турпоток не даст ни прибыли, ни связанного с туризмом развития. Многомиллиардные вложения в туристические комплексы попросту могут не окупиться.

Непонятно, как можно составлять проект, не предусмотрев и не продумав самого главного? Туризм начинается с аэродрома. Все крупные и известные туристические места в мире работают рядом с крупным аэропортом. В Арктике в целом и на Таймыре в частности туризм без аэродрома невозможен в принципе.