Медь энергопереходу голова, или Почему «зелёный» мир под угрозой

Не всё так просто с энергопереходом. Процесс «озеленения» мировой экономики, который и без того обещал быть трудным и местами мучительным, может забуксовать чисто по техническим причинам. Надвигается дефицит меди, предупреждают нас аналитики. И это может стать серьёзной проблемой на пути достижения целей энергетического перехода

К 2035 году эксперты прогнозируют удвоение спроса на цветной металл  — покрыть этот спрос будет неоткуда, дополнительных ресурсов нет. Между тем именно от меди в большой степени зависит энергетическое будущее. Этот металл используется повсеместно: в автомобилях на электрической тяге, в солнечных и ветряных энергоустановках. Кроме того, благодаря своей электропроводности и низкой реактивности медь играет ключевую роль в создании инфраструктуры под возобновляемую энергетику.

Издание «Ведомости» приводит отчёт S&P Global, согласно данным которого глобальный спрос на красный металл удвоится в течение ближайших 10 лет и к 2035 году достигнет 50 миллионов тонн. Это больше, чем вся медь, потребленная в мире в период с 1900 по 2021 год. Если производство меди остается на нынешнем уровне, годовой дефицит предложения достигнет почти 10 миллионов тонн в 2035 году. Даже если промышленники нарастят производство, рынок всё равно будет испытывать дефицит на протяжении большей части 2030-х годов.

«При любом сценарии к 2050 году не будет достаточно предложения, чтобы удовлетворить спрос на чистые нулевые выбросы», — сказано в отчёте S&P Global.

Для электромобиля требуется в 2,5 раза больше меди, чем для автомобиля с двигателем внутреннего сгорания. А солнечная и морская ветряная энергия требуют в 2 и 5 раз больше меди на МВт установленной мощности соответственно, чем электроэнергия, вырабатываемая с использованием природного газа или угля.

Одним словом, медь —  главный металл электрификации, без которого зелёной энергетики будущего не случится. Выходит, что с дефицитом мы столкнёмся в любом случае — и если продолжим эксплуатировать привычные углеводороды, и если решим осуществить энергопереход в сторону возобновляемых источников энергии.

Между тем мировые лидеры хотят форсировать процесс энергоперехода. Ранее  в июне о снижении зависимости от ископаемого топлива и скорейшем развитии возобновляемых источников энергии договорились руководители стран G7. Об этом же в своей колонке для «Ведомостей» «Мир пылает» пишет генеральный секретарь ООН Антониу Гутерриш. На Западе уверены: лишь энергопереход остановит климатическую катастрофу и способствует снижению цен на энергию.

Напомним, ООН и страны Евросоюза поставили себе цель достичь нулевых показателей выбросов к 2050 году. За такой короткий период времени мировая промышленность никогда не производила столько меди.

Что касается России. Наша страна до сих пор относится к энергопереходу с некоторой ленцой и скепсисом. Традиционные углеводороды остаются фундаментом отечественной экономики. Но какие-то шаги предпринимаются. Например, осенью 2021 года в работе правительственной комиссии по экономическому развитию и интеграции появилось новое направление деятельности: обеспечение адаптации экономики России к глобальному энергопереходу. Тем не менее с тех пор о каких-либо заметных итогах работы в этом направлении объявлено не было.

Фото: iStock