Дефицитный глинозем

Недавние новости вызывают некоторое, не сильное, правда, злорадство. «Русалу» из-за политических событий не хватает глинозема. Австралия ввела санкции, а украинский завод компании в Николаеве по понятным причинам прекратил отгрузку продукции. И не факт, что он останется целым. «Русал» теперь закупает сырье, где придется: в Казахстане, в Китае — где получится. Производство глинозема в России на заводах, принадлежащих компании, составляет 2,5 млн тонн в год, что покрывает лишь 37% годового потребления.
Ну что, Олег Владимирович, теперь-то Вам понятно, что погоня за дешевыми бокситами имеет свои негативные стороны? С одной стороны, его понять можно. Дерипаска все эти годы строил эффективную международную компанию. Пока не было политических осложнений, эта бизнес-стратегия вполне себе работала. Но теперь мир радикально изменился и вопрос об источниках сырья встал ребром. Надо полагать, что еще не вечер. Западные супостаты постараются отрезать его от всех источников заграничного сырья. Если это у них получится, то производство алюминия в «Русале» упадет примерно до 1,2 млн тонн, если считать только по российским источникам глинозема.
Между тем, «Русал» имел планы строительства новых производств глинозема в России, в частности в Красноярском крае. В декабре 2019 года об этом говорилось. Но, по всей видимости, к стройке так и не приступили. Видимо, решили, что хватит иностранного глинозема.
Теперь придется все же этим вопросом заняться более основательно. Могу даже предложить локацию. Крупные месторождения глиноземного сырья обнаружены еще в советские годы в Бурятии. Это нефелиновые руды Мухальского месторождения, запасы которого оценивались в 882 млн тонн с содержанием глинозема от 20 до 29%, то есть от 176 до 225 млн тонн глинозема. С учетом коэффициента извлечения глинозема, из этих руд можно выплавить порядка 100 млн тонн алюминий. Также есть сынныриты, там же в Бурятии, запасы которого оценивались в 2,5 млрд тонн, с содержанием глинозема 22,5%, то есть 562 млн тонн глинозема. Это порядка 200 млн тонн алюминия. Этой рудной базы «Русалу» хватит примерно на 100 лет.
Скорее всего, запасов там больше — нужна более обстоятельная разведка. К тому же, из сыннырита при переработке можно производить калийные удобрения, что сделает переработку руды более рентабельной.
Да и вообще, пора бы уже инвестировать в разработку способов получения глинозема из других пород. Глинозем содержится в граните, базальте, сиените, есть разновидности этих пород с довольно высоким содержанием глинозема. Разве в «Русале» нет лаборатории перспективных исследований?
И чтоб два раза не вставать. Не будет ли Олег Владимирович столь любезен нам объяснить, чего это в России алюминий такой дорогой? Биржевая цена на Лондонской бирже составляет 2390 долларов за тонну. Китайский алюминий продается за 2800 долларов за тонну. В России же алюминий в чушках продается по 296 000 рублей за тонну, что по текущему курсу составляет 4852 долларов за тонну. Вдвое дороже мировой биржевой цены!
Прокат еще дороже. Лист сплава АМЦМ идет по 390 000 рублей за тонну или 6393,9 долларов по текущему курсу. Если скажут, что марганец дорогой, то это не объяснение. Ну так в сплаве его 1%. При стоимости марганца в 750 000 рублей за тонну, доля марганца в сплаве составит 7500 рублей. Марганец не может вызвать удорожание сплава примерно на 1500 долларов за тонну. Расходы на прокат сплава также не слишком велики. Откуда же такая дикая наценка?
Если бы в России алюминий продавался по цене биржи, то стоимость металла составила бы 146 900 рублей за тонну. Со всеми накладными расходами по производству проката и справедливыми наценками прокат вряд ли шел бы дорже 155-160 тысяч рублей.
Что это за странная политика — гнать алюминий на экспорт, а внутри страны продавать его вдвое дороже мировой биржевой цены? Фактически, это запретительные цены, резко сокращающие потребление алюминия внутри страны. Это прямой удар по потребителям, в первую очередь авиастроению, машиностроению, строительству и другим отраслям, использующим алюминий. Российским потребителям выгоднее покупать алюминий в Лондоне, потом везти его обратно и перерабатывать, со всеми накладными расходами получается ощутимо дешевле внутренних цен.
По-моему, вопрос внутренних цен на алюминий нуждается в тщательном рассмотрении и политическом решении. Столь высокие цены на алюминий наносят ущерб не только экономике, но и обороноспособности, поскольку алюминий широко используется в производстве всякого рода военной техники, ракет и боеприпасов. Россия должна развиваться и нам алюминий нужен, и по сходной цене. И в решении этой задачи нам дорогого и любимого Олега Владимировича Дерипаску никто не заменит.