Торговая делегация Афганистана, ныне возглавляемого «Талибаном» (запрещена в России), наконец-то добилась успеха. Было подписано предварительное соглашение о поставках в год 1 млн тонн бензина, 1 млн тонн дизтоплива, 500 тысяч тонн сжиженного природного газа и 2 млн тонн пшеницы.
Соглашение, насколько можно судить, еще не торговый договор и не поставки, а лишь согласие в будущем заключить конкретный договор на поставку. Но и это для Афганистана весьма серьезный успех. Дальше бизнес развивается в духе одного из многочисленных еврейских анекдотов: «Я договорился купить вагон зерна. — А откуда у тебя деньги? — Я пошел искать». Вот правительство нынешнего Афганистана, справившись с первой фазой подобной сделки, пошло искать, чем за нее заплатить.
Сумма получается значительной. Можно подсчитать по внутренним оптовым ценам (вероятно, цена для Афганистана будет весьма близкой к ним, поскольку министр торговли и промышленности Афганистана Нуруддин Азизи заявил о неких скидках): 50,4 тысячи рублей за тонну бензина, 59,1 тысяч рублей за тонну дизтоплива, 52,9 тысяч рублей за тонну СПГ и 14 тысяч рублей за тонну пшеницы. Всего получается 163,9 млрд рублей. Или 20,1 млрд юаней, или, по старой памяти, 2,79 млрд. долларов.
По моим прикидкам сумма для Афганистана вполне посильная. Согласно статистике афганского правительства, экспорт в 2018-2020 годах составлял около 0,8 млрд долларов (875 млн долларов в 2019 году). Но тут надо принимать в виду, что это статистика правительства Ашрафа Гани, который контролировал хорошо если 40% территории страны. Остальная часть Афганистана, бывшая под талибами, что-то производившая и, конечно, экспортировавшая нелегально в первую очередь в Пакистан, ими не учитывалась. Ну и вообще, нелегальный сектор экономики в воюющей много десятилетий стране был гораздо больше формально зарегистрированного.
Теперь «Талибан» (пока еще запрещенный в России), все это или подавляющую часть этого, консолидировал в своих руках. По самой грубой прикидке, реальный экспорт Афганистана можно оценить примерно в диапазоне 5-6 млрд. долларов. Если талибы создадут внешнеторговый ширкет (акционерное общество), то они вполне могут оплатить оговоренные поставки топлива и зерна. Им для этого будет нужна только кредитная поддержка или, точнее, торговый кредит. Вот они его теперь ищут.
Эта тема для Сибири интересна тем, что страны этого региона очень нуждаются в целом ряде товаров, среди которых почетное место занимает сжиженный газ. Дело в том, что угля в этом регионе мало, дров почти нет, поскольку древесина сама по себе очень ценна, а готовить еду и обогреваться надо. В высокогорных странах, таких как Афганистан и Таджикистан, зимой бывает очень холодно. Этот регион не имеет особых шансов своими силами обеспечить свои энергетические потребности, так что нужда в СПГ для бытовых нужд там будет существовать десятилетиями и это будет гарантированный бизнес.
В Кузбассе есть огромные запасы угольного метана. Вот и надо наладить его добычу, сжижение и поставку в страны Центральной Азии, Афганистан, а дальше и в Пакистан. СПГ можно доставлять по железной дороге в Хайратон или Мазари-Шариф, там разливать из цистерн в баллоны и пусть афганские купцы продают его дальше.
Трудно понять, как можно соседствовать с регионом густонаселенным и с весьма большими потребностями, и при этом этим рынком даже не интересоваться, не пытаться на него выйти.