В марте правительство утвердило долгосрочную программу развития СПГ-отрасли. Премьер-министр Михаил Мишустин заявил, что она создаст дополнительные возможности для газификации территорий страны, в том числе Дальнего Востока и Арктики.
Вот что рассказал премьер:
«Программа основана на комплексном подходе, направлена на диверсификацию источников поставок газа, и прежде всего активное использование ресурсов арктического шельфа и Дальнего Востока. За 15 лет мощности по производству сжиженного природного газа должны вырасти в три раза. Для этого будут созданы привлекательные условия для инвесторов, которые реализуют проекты в этой сфере, а также в смежных отраслях. Кроме того, будут усовершенствованы механизмы государственного регулирования, чтобы стимулировать более широкое использование отечественных технологий в газовой отрасли».
В цифрах это выглядит следующим образом. До 2035 года производство СПГ в стране может достигнуть 140 миллионов тонн. Среди крупных СПГ-проектов, которые обеспечат реализацию целевых значений в рамках стратегии развития, выделяются 10 крупнотоннажных и малотоннажных заводов — все они сейчас находятся в различной степени проработки. Крупные СПГ-кластеры могут появиться на Ямале и Гыдане (ЯНАО), на севере Красноярского края, на Сахалине и Магадане, на арктическом шельфе. Кластеры станут точками роста отрасли. Речь также идёт о создании новых рабочих мест.
Как отмечают отраслевые специалисты, в реализацию программы развития СПГ-отрасли отлично впишутся центр строительства крупнотоннажных морских сооружений, который в Мурманской области строит «Новатэк», а также судоверфь «Звезда» «Роснефти».
Если мощности и объёмы производства обещают наращивать, то логично будет задаться вопросом рынков сбыта. Дополнительные объёмы должны пойти на нужды внутренней газификации страны — в первую очередь в те регионы, где проводить трубопроводный газ нерентабельно, и «Газпром» не спешит. Часть объёмов хотят отправить на экспорт — спрос на сжиженный природный газ в мире демонстрирует стойкий рост из-за усиления экологических настроений.
Разработать программу газификации Михаил Мишустин дал поручение в августе 2020 года во время рабочей поездки на Дальний Восток. Дальневосточный федеральный округ имеет крайне низкий уровень газификации. Впрочем, как и Сибирь. Всё, что за Уралом, обделено в этом плане.
Отдельным маркёром идёт расширение использования российских технологий: оборудования для сжижения и очистки газа; специальных компрессоров; криогенных агрегатов и так далее. Российским компаниям, которые могут производить такое оборудование, будут предложены меры господдержки.
Российские технологии, когда они конкурентоспособны и действенны, — это, конечно, хорошо. Но так случается не всегда. Например, у «Новатэка» так и не сложилось с отечественной технологией сжижения газа под названием «Арктический каскад». Технологию компания Леонида Михельсона хотела отработать на заводе «Обский СПГ» в Ямало-Ненецком автономном округе. Как стало известно в середине марта, «Новатэк» инициировал расторжение контракта (стоимостью €130 миллионов) с «Казанькомпрессормашем» и Siemens на поставку заключённого компрессоров и газотурбинных установок в качестве приводов газоперекачивающих агрегатов. Будут искать другие технологические решения. И, вероятно, сделают выбор в пользу лицензии немецкой Linde AG c установкой восьми турбин американской Baker Hughes LM9000. Эта технология хорошо себя зарекомендовала и уже выбрана для другого проекта «Новатэка», завода «Арктик СПГ-2», запуск первой линии которого намечен на 2023 год. А ведь ещё в феврале в «Новатэке» хвалились собственной технологией, получившей патент, и говорили о возможностях её масштабирования на другие проекты по производству сжиженного природного газа. Но технология на поверку оказалась сырой.
Так что в части технологических решений есть проблема. Благо хоть с ресурсной базой проблем нет, и российские газодобывающих компании охотно инвестируют в новые СПГ-проекты. У уже упомянутого «Новатэка» в текущей повестке два крупных СПГ-проекта, оба в ЯНАО. Это заводы «Арктик СПГ — 2» (проектная мощность до 20 миллионов тонн в год) и «Обский СПГ» (5 миллионов тонн).
Свои планы у «Газпрома», который собрался построить к 2025 году новые СПГ-заводы: «Владивосток СПГ» (проектная мощность 1,5 миллиона тонн) и «Черноморский СПГ» (0,5-1,5 миллиона тонн) в районе побережья Черного моря и в бухте Японского моря. Ресурсной базой для владивостокского завода станут Киринское и Южно-Киринское месторождения на шельфе Сахалина. Черноморский завод запитают от Единой системы газоснабжения. Оба проекта ориентированы на экспорт.
Главный вывод, который мы должны сделать из всего вышесказанного: Россия планомерно идёт к освобождению от монополии трубопроводного газа и, в частности, от газпромовской монополии. Когда-то мы со скепсисом и недоверием наблюдали, как в США растёт и крепнет СПГ-производство. Эти тенденции докатились и до нас.
Между тем переизбыток СПГ на мировом рынке тянет вниз цену на трубопроводный газ. Например, цена поставок российского газа по «Силе Сибири» в Китай с января 2021 года упала до $118,5 за тысячу кубов (данные таможни КНР). В этой связи кажется правильней обратить внимание на развитие малотоннажного СПГ для нужд внутренного рынка.