Экономическое развитие Сибири требует разработки некоей экономической доктрины, теории, если хотите. Стратегия на определенный период вырабатывается лишь на основе определенных доктринальных представлений. То, что у Сибири в целом сейчас нет какой-либо внятной экономической стратегии, вытекает в полной мере из того, что нет и экономической теории Сибири.
Для того, чтобы выработать эту сибирскую экономическую теорию, описывающую закономерности развития региона, нужно в первую очередь рассмотреть, правильно ли мы понимаем базовые понятия.
Например, мы часто говорили, да иногда говорим и теперь об «экономике Сибири», подразумевая под этим всю Сибирь, от Урала и до Забайкалья. Но в действительности, можно сказать, что таковой «экономики Сибири» не существует сейчас, и она может сложиться лишь в некотором весьма отдаленном будущем и после значительных усилий.
Чтобы лучше показать, почему я считаю, что не существует экономики Сибири в целом (если не брать чисто статистическое выражение), обращусь к примеру Москвы — крупнейшего в России и наиболее развитого в России экономического района. В 2021 году ВВП России составил 130,8 трлн рублей, а ВРП Москвы за тот же год — 23,3 трлн рублей или 17,8% от общероссийского. Это данные, касающиеся именно региональной экономики, того, что производится, продается и экспортируется Москвой, без «виртуального ВРП», связанного с регистрацией крупных компаний в Москве. «Виртуальный ВРП», подсчитанный по месту юридической регистрации компаний, составил бы порядка 86 трлн рублей или 65% ВВП России.
Дело в том, что весь этот район, производящий и продающий товаров и услуг на 23 с лишним триллиона рублей, укладывается в основном в территорию, радиусом порядка 50 км от Красной площади, плотно застроенной и густо населенной. К Москве тяготеют некоторые районы по соседству, особенно те, которые застраиваются жилыми комплексами. Но при этом: Серпухов — 90 км, Коломна — 100 км или Дмитров — 70 км от Красной площади — это уже «далеко».
Это имеет чисто транспортные причины. 100 км в один конец — это примерно три часа на электричке или 3-4 часа на автомобиле, с учетом пробок и плотного движения. Приехать из Коломны в Москву и обратно — целый день в пути, неудобно ни для населения, ни для бизнеса. Дальнее от Москвы Подмосковье, такое как Серпухов, Коломна или Шатура, это уже рынки местные, для местных потребностей, или же там размещается бизнес, который ориентирован на периодические поставки товаров и услуг, или же на широкий российский или экспортный рынок.
Такие места, как Тула — 170 км от Красной площади, это уже «совсем далеко», это места для редких экспедиций, ну или вот ныне рекламируемого внутреннего туризма.
Таким образом, экономический район, который легко обслуживается автомобильным транспортом, и внутри которого бурно развивается бизнес разного масштаба, — это примерно 50 км в радиусе от центральной точки. Можно выделить также переходную зону, примерно 50-100 км, а все, что находится дальше 100 км от центра — это уже «далеко», это уже межрайонные связи.
С точки зрения этого примера посмотрим на Сибирь. Немного общеизвестной географии. От Омска до Новосибирска — 600 км; от Новосибирска до Кемерово — 200 км по прямой; от Новосибирска до Красноярска — 650 км по прямой, 800 км по дороге; от Красноярска до Иркутска — 850 км по прямой, 1000 км по дороге.
Отсюда следует, что, скажем, для Красноярска экономика Новосибирска — это где-то там, «в другой галактике». В Красноярске пульс экономики Новосибирска почти совершенно не ощущается. Это чисто межрайонные связи, ну примерно так, как между Москвой и Санкт-Петербургом. Таким образом, Сибирь распадается на шесть основных районов: Омск, Новосибирск, Кемерово, Новокузнецк, Красноярск, Иркутск. Эти районы систему не составляют, потому что они слишком далеко друг от друга, и разделены крайне малонаселенными территориями, фактически исключенными из экономической жизни.
К тому же, все эти сибирские экономические районы пока что еще слишком малы. Почти все они укладываются в радиус около 10 км. Это вдвое меньше, чем Москва в пределах МКАД, и впятеро меньше, чем радиус района экономического тяготения Москвы. К тому же, если за пределами 50-км радиуса начинается довольно плотно заселенное Подмосковье, то вот в Сибири за пределами 10-км радиуса от центра городов начинается самая настоящая глушь и редконаселенная аграрная глубинка.
Отсюда следует, что для появления «экономики Сибири» в качестве отдельного феномена, нужно, чтобы все эти шесть районов стали супергигантами, масштабом с Москву, и чтобы между ними возникли интенсивные межрайонные связи и взаимное экономическое притяжение. И для обслуживания этих мощных межрайонных связей потребуется построить три или четыре дублера Транссиба и три-четыре дублирующие автомагистрали. На ближайшие 2-3 пятилетки можно поставить задачу развития собственно экономических районов, чтобы они стали больше, лучше оборудованы инфраструктурой и вобрали больше территории в район своего экономического тяготения.