По какой цене Китай купит российский газ?

В связи с планами строительства газопровода «Сила Сибири — 2» возник вопрос о том, нужен ли российский природный газ Китаю. Точнее, «возник». Насколько можно судить по публикациям, у «Газпрома» такого вопроса в сущности не ставится и у них для этого есть свои основания. В 2022 году Китай потребил порядка 358 млрд кубометров газа, а по прогнозам до 2025 года ожидается потребление на уровне 420-450 млрд кубометров, к 2030 году — даже до 550-600 млрд кубометров в год. Это оценки китайских экспертов по энергетике.
Китай добывает порядка 200 млрд кубометров газа в год, остальное приходится на импорт в виде трубопроводного газа и СПГ из разных стран. Зависимость Китая от импорта составляет 43%. «Газпром» в 2014 году заключил контракт на 30 лет на поставку 38 млрд кубометров газа в год, и в 2022 году прокачал в Китай 15,5 млрд кубометров. При таких цифрах можно строить самые радужные планы, поскольку дело смотрится так, что Китай может проглотить почти любые мыслимые объемы российского газа, которые только можно поставить по техническим возможностям. Потому-то «Газпром» смотрит в будущее с оптимизмом.
Однако, в 2022 году китайские данные говорят о небольшом снижении потребления газа — впервые в истории. Причина довольно проста — цены немного кусаются.
В Китае действует система установления цен на газ, введенная после реформы ценообразования в 2015 года. Для населения, промышленности и городов в целях экономического развития и обеспечения топливом малоимущих слоев устанавливаются максимальные продажные цены. Если кому-то нужно еще газа, то его можно купить на спотовом рынке за рыночную цену; вне отопительного сезона газ также приобретается в основном на рынке.
На отопительный сезон 2022-2023 года (с 1 ноября 2022 года по 31 марта 2023 года) установлена максимальная цена 3,1 юаня за кубометр. При этом спотовые цены на природный газ в феврале 2022 года достигали 8 юаней за кубометр, а в июне 2022 года — 4,5 юаней за кубометр. Этой зимой они тоже вырастут.
С продажей СПГ ситуация несколько иная. В 2021 году китайские заводы по регазификации закупали импортный СПГ по цене примерно 3000-4000 юаней за тонну (2,17-2,8 юаней за кубометр), а продажные цены внутри Китая составляли 5300 юаней за тонну (3,8 юаней за кубометр). 5000 юаней за тонну СПГ — это средние цены китайского рынка для 2018-2021 годов. Но к концу 2021 года цены на импортный СПГ полезли вверх и в декабре 2021 года составили 8,1 юаней за кубометр. Импорт СПГ в Китае в конце 2021 года перестал быть и выгодным для компаний, и доступным для покупателей на внутреннем рынке. Как следствие, в 2022 году, в котором тоже были очень высокие цены на СПГ, его потребление по оценочным данным упало на 20-30% к 2021 году.
Таким образом, вопрос о том, сколько газа Китай может купить, в сущности, упирается в вопрос соотношения цен на импортное топливо и внутренних продажных цен спотового рынка. Для китайских поставщиков нужно купить за границей дешевле, а продать у себя подороже, чтобы не вылететь в трубу. Это верно и для газопроводного газа, хотя бы в том плане, что Китай тоже строит протяженные участки газопроводов на своей территории, и потому обязательно должна быть прибыль от продажи импортного газа на внутреннем рынке, чтобы просто окупить стройку.
По каким ценам продает «Газпром» свой газ в Китай? По данным таможни КНР, средняя цена российского газа в 2021 году составляла 159 долларов за 1000 кубометров. Это недорого, особенно на фоне закупок газа в странах Центральной Азии: Узбекистан — 180 долларов, Туркменистан — 210 долларов за 1000 кубометров. В юанях по среднему курсу 11,4 юаня за доллар получается: российский газ 1812 юаней за 1000 кубометров (1,8 юаней за кубометр), узбекский — 2052 юаня (2,05 юаней за кубометр), туркменский — 2394 юаня (2,3 юаня за кубометр). В 2021 году максимальные цены на природный газ в восточных провинциях Китая составляли 2,04 юаня за кубометр.
Отсюда следует, что импортный природный газ в Китае мог даже продаваться на внутреннем рынке по максимальным ценам; российский с прибылью, центральноазиатский — с небольшим убытком, но компании восполняли убыток продажами газа по спотовым ценам, которые были выше.
Сейчас ситуация несколько иная. Курс юаня к доллару изменился и теперь доллар стоит 6,7 юаней. Таким образом, 180 долларов за 1000 кубометров — это 1206 юаней или 1,2 юаня за кубометр, практически на уровне себестоимости добычи газа внутри Китая. Также, в сентябре 2022 года «Газпром» и CNPC договорились об оплате газа в рублях и юанях в пропорции 50/50.
Китайская таможня отчиталась, что за российский газ в январе-октябре 2022 года было уплачено 3,1 млрд долларов. Нетрудно подсчитать, что средняя цена за газ составила 240 долларов за 1000 кубометров или 1608 юаней (1,6 юаней за кубометр). Поскольку не сообщалось, что цены на российский газ для Китая были существенно пересмотрены, то, скорее всего, уровень цен при расчетах в юанях и рублях был примерно такой же.
Отсюда можно посмотреть на вопрос несколько под другим углом, чем обычно. В свете сложившейся ситуации Китай, разумеется, стал заинтересован в российском трубопроводном газе, отчего, собственно, произошло оживление переговоров по проекту «Сила Сибири — 2». Но, Китай может брать российский газ не более чем по 2 юаня за кубометр, по такой цене он годится и для снабжения внутреннего рынка по максимальным ценам, и для компенсации выпадающего чрезмерно дорогого для китайского потребителя СПГ. Или, относительно, поскольку цены могут меняться, где-то 40-45% от максимальной цены для внутреннего потребления. Это выгодный для Китая вариант и они будут его отстаивать.
Раньше в торговле газом господствовала логика доходности, и потому цены на газ для Китая сравнивали с ценами на газ для Европы. Но теперь ситуация коренным образом изменилась. Китай, очевидно, становится приоритетным потребителем для российского газа на продолжительный период, а Европа отпала или отпадет в ближайшем будущем. Потому сравнение цен утратило всякий смысл. Тут уже нужен другой подход. Поскольку расчет уже перешел на рубли и юани, то торговля газом с Китаем оказалась прикрепленной к российско-китайской торговле и к своего рода «зоне юаня», то есть стран и компаний, которые используют юань для расчетов. «Зона юаня» пока не всемирная. Отсюда, надо уже рассматривать российские поставки газа в Китай как элемент российско-китайского товарооборота, когда мы фактически газ обмениваем на китайские товары. Это надо делать по сходной цене, а не так, чтобы мы оказались в конце цепочки и российский покупатель китайских товаров оплачивал бы все расходы китайской стороны. При таком подходе часть газа оказалась бы, в народно-хозяйственном смысле, просто подаренной Китаю.
Нужен клиринговый договор. В его рамках можно согласиться на поставку газа в Китай в определенных объемах и по цене в 50% от внутренней максимальной цены китайского рынка (сейчас это примерно 1,6 юаня за кубометр). Но при этом Китай также должен сделать уступку в ценах на ряд товаров китайского экспорта в Россию, для нас важных.