HR как он есть. Встречи со студентами: они – не мы

В рамках сотрудничества с учебными заведениями и проектом «Национальная система квалификаций – конструктор карьеры» я провела цикл встреч со студентами. Это, безусловно, интересный опыт и в плане работы в государственном проекте, и в плане знакомства с молодыми и, хочется верить, потенциальными квалифицированными кадрами.

Рынок труда остро нуждается в специалистах, но всё так быстро меняется, что и абитуриенты, и их родители перед поступлением теряются в профессиях и их перспективах. Проект «НСК – конструктор карьеры» был создан именно для того, чтобы помочь школьнику в профессиональном самоопределении, а студенту в более прицельном построении карьеры. Проект пока ещё молодой, выводы делать рано. На мой взгляд, хорошо, что хоть это появилось. Хочется видеть в этом проекте начало активного диалога учебных заведений и бизнеса. Ну а пока же – очень много душного формализма, а ещё не покидает ощущение, что в проекте слишком много очень взрослых и очень скучных людей. Правда, есть преподаватели, которым не всё равно. Вот в них я очень верю, к ним я и пришла на помощь.

На встречах мы говорили со студентами о том, что происходит на рынке труда, обсуждали актуальные тренды, чего хочет работодатель, как стать востребованным специалистом в современных реалиях. Я – практик, и с удовольствием делюсь секретами успешного прохождения собеседований.

Если коротко подвести итоги встреч: они – не мы, они другие.

  1. У молодёжи очень узкий и специфичный круг интересов. Под вопросами о карьере и работе они расплывались, как туман, и уходили в пространные размышления о чём угодно, только не о профессии. Вернуть их из сумрака было очень трудозатратно. В основном подобные размышления заканчивались «… и вот однажды я проснусь богатым».
  2. Им сложно работать самостоятельно, даже если они находят себе занятие по душе. То есть им нужен и постоянный контроль, и мотивирующая поддержка интереса к работе. В итоге работодателю, чтобы удержать таких людей в команде, необходимо всё время придумывать оригинальные танцы с бубнами, а также постоянно мониторить уровень заинтересованности.
  3. Они привыкли передвигаться во времени и пространстве, не замечая преград. Они не знают, где именно хотели бы жить и работать. Среди студентов много приезжих. Иркутск им не родной, и они готовы к дальнейшему переезду. Называли разные варианты и российских городов, и зарубежных. Надо сказать, что Москва – не самый распространенный вариант. Чаще говорят про Краснодар, Санкт-Петербург и Нижний Новгород. Есть те, кто уже успел пожить в Красноярске или в Новосибирске, но не готовы жить там постоянно в силу разных причин.
  4. Они открыто говорят о том, что не хотят много работать. Им неинтересен график с 9 до 18, отпуск по графику и чаепитие с бухгалтерией. Работа – это только часть жизни. Не самая интересная, не самая важная. Молодежь хочет быть в постоянном движении. И специальность может быть не одна на всю жизнь. Они говорят о том, что можно и нужно попробовать себя в разных сферах.
  5. Отношение к деньгам какое-то непрактичное. В том плане, что деньги должны откуда-то взяться. Достаточно быстро и достаточно много. Конкретных примеров такого обогащения назвать не смогли, но в основном опираются на блогеров.
  6. Перспективы профессионального роста их не интересуют. Им надо, чтобы всё было здесь и сейчас: признание, деньги, востребованность.  Работать в поте лица, преодолевая преграды, чтобы через 5-7 лет стать крутым специалистом или талантливым начальником – это не для них. “Not hard, just fun!”
  7. О’кей, Гугл! Самый удобный источник знаний для них – не книга, а искусственный интеллект. Интереса к книгам не увидела совсем. Сам процесс получения знаний не должен быть нудным, поэтому академические знания им неинтересны, пусть во всё это вникает искусственный интеллект. А им потом «Алиса» или «Маруся» всё расскажут.
  8. Семья и дети подождут. А может, и совсем их не надо. Отношение к семье очень размыто. Институт брака пал смертью храбрых. Основная претензия к статусу семьянина – это потеря мобильности и куча обязательств. Одна девчуля сказала: «Это ж их (мужа и ребёнка) каждый день кормить чем-то надо!»
  9. Они хотят общаться. Личное индивидуальное или групповое общение – вот что интересно. Они открыты к общению на равных. Им интересен опыт другого человека. На наших встречах студенты активно задавали самые разные вопросы. Они любопытные и искренние. Никаких шаблонов, просто открытое и честное общение.
  10. Среди них есть настоящие звёзды. В каждой группе были студенты, которые выделялись из общей массы. Один или два человека из каждой встречи мне запомнились осознанными вопросами и выводами. Они уже яркие личности со своей системой ценностей и интересами. Такие студенты уже где-то попробовали поработать, активно интересуются историями успеха таких личностей, как Илон Маск или Марк Цукерберг. И знают, что надо не бояться начать что-то делать, что развитие – это ключ к успеху.

В общем и целом все эти встречи оставили у меня приятное послевкусие. Пройдет совсем немного времени, и именно эти люди будут активными и основными игроками на рынке труда. Они будут  развивать и создавать различные сферы бизнеса. Не скажу, что мне стало спокойнее за будущее, но определенные надежды появились.