Есть такой документ — «Территориальная схема обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами, на территории Красноярского края». Он подготовлен, насколько мне известно, Министерством экологии и рационального природопользования Красноярского края в 2022 году. Во всяком случае, он размещен на официальном сайте этого ведомства.
Интерес к этому документу был вызван тем, что министерство это оказалось не в состоянии справиться с проблемой переполнения полигонов захоронения твердых бытовых отходов в окрестностях Красноярска. Полигон «Автоспецбаза» в Емельяновском районе Красноярского края переполняется, а его реконструкция все еще не началась, потому что проект реконструкции еще не утвержден.
В связи с этим стало интересно, как себе министерство видит проблему мусора и как ее собирается решать. Поиск привел к этому документу, который содержит в себе прогнозы до 2030 года.
При более близком рассмотрении, территориальная схема оказалась документом сногсшибательным. Даже трудно с чего-либо начать. Наверное, стоит начать с впечатления от него. На мой взгляд, это — студенческий реферат средней руки, в который старательно переписали данные из разных источников и материалов, имевшихся в министерстве, но при этом не содержащий ни попытки анализа проблемы бытового мусора, ни попытки разработать новые и более эффективные способы обращения с ним, нежели вывоз на полигоны захоронения. При чтении документа прямо вот вспомнились некоторые однокурсники, старательные студенты-отличники, которые переписывали куски текста из рекомендованной литературы в свои пухлые тетради для конспектов, чтобы потом зачитать это все на семинарах успеваемости ради. Такие студенты-отличники пошли в госуправление и вот теперь мы видим последствия такого рода высшего образования.
Как в министерстве видят прогноз количества мусора до 2030 года? Согласно их подсчетам, всего по краю в 2020 году было 973,1 тысяч тонн, а в 2030 году будет 1002 тысяч тонн, то есть прирост на 28,9 тысяч тонн. Как они эту цифру получили? Взяли справочник по ТБО 2001 года, в котором был коэффициент годового прироста 0,4%, да и перемножили от отправного 2020 года до 2030 года.
Во-первых, уже использование этого коэффициента вызывает серьезные вопросы. Например, Счетная палата РФ в своем бюллетене по мусорной реформе 2020 года исходила из темпов роста в 1-2% в год. Использованный в документе коэффициент явно устарел и не отражает сегодняшней картины. Для того, чтобы вывести более надежный коэффициент прироста, требовалось обработать статистику хотя бы за десять предыдущих лет и посмотреть, как на деле изменялось количество мусора. Сделать это непросто, поскольку кроме официального вывоза есть еще и нелегальный вывоз на свалки и его тоже следует учесть. Во-вторых, при таком подходе все равно получается за десять лет накопление 10,8 млн тонн мусора. Согласно целевым показателям в 2024 году планировалось захоронить 87,9% отходов. Если принять этот показатель, то получается 9,5 млн тонн мусора, которые за 10 лет должны быть отвезены на полигоны.
Теперь вопрос: есть ли полигоны, способные вместить столько? Ответа на этот вопрос в документе нет. Хотя это главная цифра всего мусорного планирования, от которой зависит вся политика обращения с отходами. Есть в документе большая таблица емкости полигонов, но данные по ней не суммированы. Видимо, в министерстве это сочли ненужным. Но мы проверки ради посмотрим один пример. Есть полигон в Ачинской зоне. Его емкость в 2022 оценивалась в 580 тысяч тонн, ввоз мусора в том же году 55,4 тысячи тонн. В 2024-2025 году емкость полигона должна была увеличиться до 1053 тысяч тонн. Ввоз мусора в 2022-2030 годах планируется в 396,4 тысячи тонн, из них 296,8 тысяч тонн после расширения полигона, и свободная емкость в 2030 году должна составить 756,7 тысячи тонн. При этом, в прогнозе образования мусора за 2020-2030 годы указано, что среднегодовое образование мусора составит от 65 до 67 тысяч тонн или суммарно 731,3 тысяч тонн.
Получается крайне интересное дело. Есть два ряда цифр в планировании загрузки мусорного полигона Ачинской зоны: один — по ввозу мусора, другой — по образованию мусора, исчисленному по очень низкому коэффициенту. По прогнозу образования мусора, в 2024-2030 годах на полигон должно поступить 468 тысяч тонн мусора или в полтора раза больше, чем по прогнозу ввоза мусора на полигон.
Стоит также отметить, что по прогнозу образования мусора принят рост, а по прогнозу ввоза мусора на полигон Ачинской зоны почему-то указано сокращение количества мусора более чем на 10 тысяч тонн в год. Это как? Чем это обосновано?
Другой интересный момент. В августе 2018 года Роспотребнадзор сообщал в министерство, что остаточная вместимость ачинского полигона составляет 148 тысяч кубометров или примерно 37 тысяч тонн при плотности 250 кг на кубометр. Откуда тогда была взята цифра емкости полигона в 580 тысяч тонн? Вопросы остаются без ответов.
Ну и по полигону «Автоспецбаза» в Красноярске. Емкость на 2022 год определялась в 3500 тысяч тонн, в 2024 году должна увеличиться до 7751 тысяч тонн. Ввоз мусора в 2022 году оценивался в 473,8 тысяч тонн. Но потом в последующие годы указан резко падающий ввоз мусора, до 232,3 тысячи тонн в 2030 году. Емкость на конец 2030 года определялась в 5040 тысяч тонн. При этом в прогнозе образования мусора в Красноярске (суммировано по левому и правому берегу) указано в 2020 году 448,1 тысяч тонн, а в 2030 году — 461,8 тысяч тонн.
Какое-то очень странное планирование получается. По одним цифрам количество мусора растет, по другим цифрам значительно сокращается. Для полигонов указана емкость, да еще с приростом, которая вообще не заставляет беспокоиться о захоронении мусора; но при этом известно, что полигоны или уже переполнены, или близки к переполнению. Какой вывод из этого можно сделать? По-моему, Министерство экологии и рационального природопользования Красноярского края не справилось с довольно простой плановой задачей: определения количества мусора в предстоящие годы, определения свободной емкости полигонов и составления программы их расширения. По-моему, цифры емкости полигонов и ввоза мусора на них, указанные в приложении В4 — дутые и совершенно не соответствуют наблюдаемой картине. Вообще, непонятно, откуда они взялись и как попали в эту таблицу.
Это чисто бюрократическая задача. Надо было собрать фактические данные по остаточной емкости полигонов, да хоть данные того же Роспотребнадзора, сопоставить их с фактическим поступлением мусора, да и вычислить… Картина, думаю, будет устрашающей. В 2024-2025 году краю угрожает мусорный коллапс, поскольку некуда будет вывозить мусор. Тогда надо в пожарном порядке проектировать строительство новых и расширение старых полигонов, раз уж захоронение было и остается доминирующим способом обращения с твердыми бытовыми отходами.
По моему мнению, причина сложившегося в мусорной сфере Красноярского края положения заключается в недоброкачественном планировании со стороны Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края. Я бы сказал, что министерство фантазирует, но для такого вывода у меня нет особых оснований, поскольку мне непонятно происхождение цифр, указанных в приложении В4 к территориальной схеме. Может быть, министерство пожелает этот момент прояснить.
Мой вывод таков: чтобы разрешить мусорную проблему в крае, следует сначала провести решительную чистку Министерства экологии и рационального природопользования Красноярского края, по крайней мере отдела обращения с отходами, от лиц, явно неспособных к плановой и управленческой работе. Или мы вычистим министерство, или погрязнем в мусоре по макушку.