Экономика не может без политики. Потому, рассматривая экономическое развитие страны в целом или еще отдельных крупных частей, например, Сибири или Арктики, совершенно невозможно обойтись без политической стороны дела. Вопрос же таков: нет у нас капиталистической партии России.
Конечно, я понимаю экстравагантность такого вопроса. Но все же, на мой взгляд, он важен и имеет прямое отношение ко всем вопросам экономического развития, перед кем бы они не вставали, а в Сибири так в особенности.
Дело в том, что наша экономика капиталистическая. Надеюсь, что не найдется людей, готовых это оспаривать. Из этого следует, что главным движущим мотивом капиталистической экономики является максимизация прибыли, то есть, следуя бессмертному и верному учению Карла Маркса, максимизации прибавочной стоимости. Люди, которые еще застали эпоху научного коммунизма, могут ухмыляться, но все же Маркс был виднейшим теоретиком именно капитализма, он первым детально разобрал экономический механизм этого строя. Его теория коммунизма была слабой и сырой, что породило для коммунистов множество проблем, но вот по части капитализма Маркс был силен.
Прибавочная стоимость несколько различается, если на нее смотреть с точки зрения трудящегося и капиталиста. Для трудящегося это все то, что он произвел и отдал капиталисту сверх того, что получил сам от процесса производства в виде заработной платы. Так она сформулирована у Маркса. Теоретически это верно, действительно, прибыль капиталиста берется из неоплаченной части труда и произведенных трудом материальных ценностей, которые капиталист присваивает на правах владельца средств производства. Но для капиталиста прибавочная стоимость измеряется несколько иначе и представляет собой разницу между выручкой от продаж и всеми расходами, понесенными в процессе производства, сбыта и финансового оборота: себестоимости производства, включая заработную плату трудящихся, расходов по перевозке, хранению и продажи товаров, а также всех других накладных расходов, включающих в себя, к примеру, налоги и всякие платежи. Эту капиталистическую прибавочную стоимость называют чистой прибылью. Это требует пояснения, чтобы понимать сущность этого явления.
Капиталист чистую прибыль реинвестирует, чтобы в следующем цикле получить еще большую чистую прибыль. Это и есть максимизация прибыли. Она измеряется не только отношением прибыли к вложенному основному и оборотному капиталу, то есть рентабельности, но и валово — как объем произведенных и ставших собственностью капиталиста материальных и нематериальных ценностей. Эти ценности, возрастающие с каждым циклом производства, делают капиталиста демиургом, способным изменить общество, его жизнь и облик.
Разумеется, огромные ценности, скапливающиеся в руках капиталистов, привлекают к себе внимание и другие общественные силы, которые не прочь эти ценности как-то перераспределить в свою пользу. Потому важнейшим для любого капиталиста делом является защита и охрана своих ценностей от всевозможных посягательств. Поэтому капиталисты всегда шли и идут в политику, чтобы использовать различные общественно-политические инструменты и институты для решения этой задачи. Это и понятно, поскольку если ценности нельзя сохранить в своих руках, то не только нарушается весь процесс получения прибыли, но и само существование капиталиста оказывается под вопросом. Капиталист, у которого забирают прибыль, становится уже не капиталистом, а просто управляющим.
Каково положение с прибылью в России. Росстат дает сальдированную прибыль в 2022 году в размере 25,9 трлн рублей. Но много это или мало? Если оценить выручку российских предприятий в 355,1 трлн рублей (выручка реального сектора плюс выручка малого и среднего бизнеса), то прибыль составляет 7,2% к выручке. Негусто.
Вообще, надо сказать, мы не умеем подсчитать прибыль, у нас нет статистики, чтобы составить баланс. Например, доходы населения в 2022 году — 79,1 трлн рублей, что в целом соответствует зарплате трудящихся. Государство получает налогами 33,6 трлн рублей. Есть еще отток капитала за рубеж, по оценкам Центробанка РФ 217 млрд долларов или 14,6 трлн рублей. Итого — 127,3 трлн рублей. Плюс прибыль и выходит всего 153,2 трлн рублей. А куда деваются еще 201,9 трлн рублей или 56,8% выручки? Баланс должен сходиться. Выручка — это приход, а в расходе должны быть все статьи, на которые выручка направляется, суммарно соответствующие приходу. А у нас дыра.
Могу сказать, что надо считать по ВВП, то есть по товарам и услугам конечного потребления, без многократного счета. Хорошо. ВВП России в 2022 году был 151,5 трлн рублей. Это приход. В расходе все те же категории, но если их суммировать, то получается, что расход больше прихода на 1,7 трлн рублей. Конечно, можно поспорить, «подрубить» отдельные статьи баланса и получить схождение. Но что-то в этом хозяйстве не так. Несхождения подрывают доверие ко всей статистике в целом.
Вот если бы у нас была капиталистическая партия России, то ее первой задачей было бы наведение порядка в статистическом балансе. Если Россию представить как фирму, то в приходе должна быть суммарная выручка, включая внешнеторговую, в расходе — выплаты трудящимся негосударственного сектора, то есть за труд на капиталистов, вложения в основной и оборотный капитал, суммарные закупки товаров и услуг за рубежом, вложения в основной и оборотный капитал, выплаты государству, потом валовая прибыль, разделенная на собственную прибыль и на выплаты в пользу иностранных капиталистов, а также резервы. Я бы попытался такой баланс составить, но думаю, что имеющаяся статистика этого сделать не позволит.
Пока что общее впечатление от подсчетов таково, что российским капиталистам стоило бы подумать о том, как заштопать свой карман, чтобы прибыль не растаскивалась неведомо куда. Для решения этого вопроса нужны обстоятельные подсчеты.
Потом, почему именно капиталистическая партия? Хотя в России партии в целом играют сравнительно небольшую роль в политической жизни, но у них есть немаловажная привилегия — представители партий пишут законы, как федеральные, так и местные, которые формируют правила ведения бизнеса. Сейчас законы пишут партии, в целом социал-демократической или социалистической направленности, то есть озабоченные тем, чтобы взять и раздать народу в той или иной форме. Взять, разумеется, у капиталистов, поскольку экономика у нас капиталистическая. Потому бизнес у нас обложен законами и всяким регулированием, местами запретительно-репрессивного свойства, так, что иногда возникает недоумение — как вообще можно заниматься бизнесом в таких условиях. Особенно тяжело с инновациями, которым надо пробиться через лабиринт законов, постановлений, стандартов, лицензий и прочего в таком духе. В таких условиях надо или иметь чугунный лоб, или просто забыть инновационную идею, если она случайно пришла в голову. Потому капиталистическая партия нужна капиталистам, чтобы эту законодательную удавку с шеи снять или, по крайней мере, ослабить до того, чтобы можно сносно дышать. Для этого нужно, чтобы капиталистическая партия не только возникла, но и победила на выборах, составила большинство в парламенте и провела масштабную законодательную реформу. Для такой реформы потребуется целая армия юристов, которых партии предстоит нанять.
Здесь мы сталкиваемся с тем, что у нас давно и прочно укоренилось представление о том, что социализм — это хорошо, а капитализм — плохо. Так вот, пока не придумали систему производства, в которой блага достаются без усилий, нажатием кнопки, единственный способ стать богаче — напрягаться, то есть работать. Капитализм этим занимается и изыскивает способы увеличения продуктивности труда. Опыт показал, что наилучшим способом являются инновации, то есть новые продукты, новые способы производства, новое оборудование, новые источники сырья и материалов, новые фабрики и так далее. Чтобы все это появилось, нужно, чтобы капитал образовывался беспрепятственно и так же беспрепятственно тек в инновации; то есть экономическое развитие при нынешнем устройстве экономики требует устранения преград для капиталистов, в первую очередь в реализации инноваций.
Поэтому, вот, собственно, три основные задачи, которые должна решить капиталистическая партия Россия, пока еще не созданная. Во-первых, заштопать карман и прекратить растаскивание прибыли. Во-вторых, снять законодательную и административную удавку путем проведения законодательной реформы. В-третих, в особенности обеспечить свободу инноваций.
Наше экономическое развитие, и особенно развитие Сибири, очень тормозится тем, что нет у нас капиталистической партии России. Именно настоящей партии капиталистов, а не декоративных имитаций. Поэтому мы бедны, обладая несметными богатствами и огромной территорией.