Капитал пришел на биржу

В этом году российский фондовый рынок ведет себя не так, как обычно. Обычно, с конца апреля начинается сезон выплат годовых дивидендов. Многие крупные компании платят в мае, а вообще дивидентный период растягивается примерно до конца июля. Потом в марте-апреле котировки многих акций начинают расти, доходят до некоторого пика в дни перед «отсечкой» (то есть даты, по состоянию на которую владельцы акций имеют право на получение дивиденда). Сразу после «отсечки» начинается падение курса, поскольку многие спекулянты, купив акции в период низких цен осенью или зимой предыдущего года, тут же продают их с дисконтом. Таким образом получается двойная прибыль: дивиденды + разница между покупкой и продажей. Если сбыть с рук быстро, то можно получить маржу не меньше, а то и больше, чем дивиденды. Не столь расторопные спекулянты сбивают цену дальше и курс акций падает, иногда довольно существенно.
В этом году биржевый аналитики, к примеру, после рекордных дивидендов в размере 25 рублей на акцию, ожидали просадки биржи. Некоторая просадка, конечно, была. Но не фундаментальная. Курс акций «Сбербанка», в сущности, не упал. Если в марте-апреле 2023 года они шли за 204 или 218 рублей за штуку, то текущий курс составляет 244 рубля. Были сделки и по 247 рублей. Иными словами, те, кто покупал акции «Сбербанка» в конца марта, на росте цены акции сделали больше, чем от дивидендов.
В принципе, если наблюдат за биржей, то многие акции демонстрировали почти вертикальную кривую роста цены. В былые годы это было признаком спекулятивного перегрева, и за подобными пиками обычно следовало довольно серьезное падение, оставлявшее незадачливых спекулянтов в убытке. Но в этом году идут дни, недели, а тенденция все такая же — рост курса многих акций. Не поручусь за все, но акции компаний, платящих дивиденды, круто устремляются вверх. Для некоторых компаний это возврат к утраченным позициям, а многие компании никогда еще не брали столь высокую планку биржевой стоимости своих акций.
На мой взгляд, это свидетельство того, что на российскую фондовую биржу приходит капитал. Рост курса многих акций говорит о том, что на биржу приходят новые покупатели с деньгами. Спекулятивная горячка, которая бывает на бирже, делает график курса акции пилообразным: пик повышения — пик падения. И так по много раз, колебания около некоей средней цены акции. Это биржевая игра в «купи-продай», которая, при должной ловкости, позволяет сделать хорошие деньги почти буквально из воздуха, ну, если быть точнее, из карманов других, не столь расторопных спекулянтов. Но постоянный рост цены — это свидетельство вложения в ценные бумаги новых капиталов.
Это можно попробовать проиллюстрировать данными о капитализации российского фондового рынка по состоянию на определенную дату, взятую по средневзвешенным ценам.
К примеру, 11 января 2023 года капитализация составляла 38695,3 млрд рублей или 38,69 трлн рублей. Ценные бумаги — это 25% ВВП России. Капитализация может расти и падать, смотря по динамике движения цен; это связано с вводом на биржу или выводом с биржи денег.
11 февраля 2023 года капитализация была уже 40,26 трлн рублей. 10 марта — 40,58 трлн рублей, 11 марта — 40,17 трлн рублей. Вот видно, как часть торговцев продала свои ценные бумаги и вывела деньги с биржи, что вызвало падение цен и снижение капитализации. Когда денег на бирже становится меньше, то продать акции за более высокую цену становится затруднительно.
Но к апрелю 2023 года капитализация скакнула вверх. 20 апреля — 46,09 трлн, 24 апреля — 46,61 трлн, 11 мая — 45,89 трлн, 15 мая — 46,06 трлн, 22 мая — 46,43 трлн и 24 мая — 46,52 трлн рублей. По сравнению с февралем капитализация увеличилась на 6,3 трлн рублей, а по сравнению с январем — на 7,8 трлн рублей. Между 24 апреля и 11 мая мы видим некоторое падение, связанное с «отсечкой» по акциям «Сбербанка», но оно быстро восстанавливается. Вообще же за пять месяцев 2023 года капитализация российского фондового рынка увеличилась на 7,8 трлн рублей или на более чем на 20%.
Отсюда и вывод: на биржу приходит новый капитал, который размещается в ценные бумаги и другие финансовые инструменты. Столь бурный подъем, очевидно, связан с тем, что капитал постепенно возвращается из-за границы в Россию. Выгоднее продать, чем активы будут заморожены или даже конфискованы. Санкции против России, которые ударили по всем предпринимателям из России, от крупных компаний и до мелких инвесторов, покупавших иностранные акции на Санкт-Петербургской бирже, кроме прямого ущерба также подорвали доверие к западным рынкам. Запад — это слишком большой риск остаться вообще без всего.
Хотя сейчас трудно сказать, что и как; к тому же, в росте российского фондового рынка определенную роль играет приток китайского капитала, хотя бы в форме выпуска юаневых облигаций; тем не менее, думается, что биржу толкает приток возвращенного с Запада капитала. Это, в общем, позитивный процесс, поскольку надо уже научиться вкладывать в свою страну, а не во всякие заграницы.