Несколько дней назад в «Форбсе» были очередные жалобы на то, что российскому бизнесу не хватает кадров. Мол, хотя предприниматели стараются, закрывать вакансии все труднее, в том числе потому, что соискатели выдвигают требования, которые компании не могут удовлетворить. За первые полгода 2023 года число вакансий выросло вдвое по сравнению с первым полугодием 2022 года. Дефицит кадров в промышленности — 35%. Ну и так далее.
Довольно забавно читать жалобы предпринимателей на нехватку персонала и на капризность рабочих. Целый ряд претензий можно адресовать и им, а также работающим на них кадровым агентствам. Во-первых, требования: дипломы, опыт работы от года или двух лет, знание того и этого. Список иной раз бывал более чем внушительным. Бизнес не хотел брать работников «на вырост» и учить их необходимым навыкам, а хотел сразу получить готовенькое, да еще с опытом работы. Во-вторых, подача резюме почти всегда была лотереей, поскольку неясно даже было, рассмотрят его или нет, а если и рассмотрят, то по существу или чисто формальным требованиям. Рассылки резюме в десятки, если не сотни фирм и компаний, с молчанием в качестве ответа деморализовали немало соискателей вакансий.
Если у бизнеса возникли трудности с набором работников, то не в последнюю очередь из-за неуважительного отношения к соискателям, проявляющегося с самого начала. Испытав на себе такое, уже не хочется пробовать еще раз.
Далее, в-третьих, по данным «Авито Работы» предлагают теперь в среднем зарплату 53,1 тысяч рублей, что на 14% выше, чем в прошлом году. Займемся занимательной арифметикой. В прошлом году предлагали, значит, 45,7 тысяч рублей в среднем. Много это или мало? Минус НДФЛ — остается 46,2 тысячи рублей от предлагаемого теперь. Подоходный налог никто не отменял. Минус расходы на проживание одного человека: потребительская корзина для трудоспособного населения 15,6 тысяч рублей и коммунальные услуги 5,2 тысяч рублей. Остается 25,4 тысячи рублей. Минус расходы на общественный транспорт, которые составляют порядка 1,2 тысячи рублей. Итого чистый доход от работы для сотрудника с такой зарплатой — 24,2 тысяч рублей в месяц. В год чистый доход при такой средней зарплате составит 290 тысяч рублей.
Если же зарплата меньше, скажем, 30 тысяч рублей в месяц, что было в 2022 году не редкостью даже для инженерных кадров, то у такого работника остается чистого дохода от работы порядка 4 тысяч рублей в месяц или 48 тысяч рублей в год. При зарплате 30 тысяч рублей и менее — это работа фактически за проживание.
При таком доходе от работы работник фактически ничего не может приобрести серьезного и стоящего. Для покупкки квартиры в 50 кв метров, при текущей стоимости, работнику с зарплатой в 53 тысячи рублей придется откладывать весь свой доход в течение 28,9 лет. Работнику с зарплатой в 30 тысяч рублей — 175 лет. Хм, столько люди не живут, и тем более, не работают. Средняя стоимость автомобиля в 4 млн рублей — это накопления за 13,7 лет. Даже чтобы купить средний компьютер, работнику с зарплатой в 53 тысячи рублей придется копить 2,5-3 месяца, а работнику с зарплатой в 30 тысяч рублей — 15 месяцев.
Вот это иллюстрация того, что в советские времена называлось «материальной заинтересованностью в труде». Труд дает доход, позволяющий существенно поднять жизненный уровень, или нет? В нашем случае, смотря даже на средние показатели предлагаемых зарплат в сопоставлении с ценами на имущество, ответ совершенно очевиден — нет, не дает.
Иными словами, корень проблемы в том, что бизнес в России привык рассматривать работников как некую недорогую рабочую силу, готовую работать фактически за еду или, если точнее, за проживание. Работать, чтобы жить — вот лозунг российского рынка труда. При этом от работника ожидали высокой квалификации, опыта, многочисленных умений, и еще вдобавок такого рвения, как будто люди только и мечтают выложить все силы, чтобы только потуже набить карман предпринимателя.
В сущности, за этим положением стоит резкое нежелание работодателя делиться с работниками результатами работы компании. Действительно, до начала известных событий, многие предприниматели видели себя в Европе или в США, старались выдернуть из России каждый доллар или евро, чтобы вывести его на Запад и там во что-то вложить. Работникам старались платить как можно меньше, по самому минимуму, на который работники соглашались. Все описанные в начале явления, такие как чрезмерные требования к соискателям, придирчивость и явно неуважительное отношение преследовали цели как можно ниже сбить зарплату, на которую работник соглашается. Он же не свой, временный, в дело его не возьмут, потому нечего с ним церемониться.
Но теперь у бизнеса появился конкурент в лице армии, частных военных компаний и ВПК. Там и предлагают намного больше. Выплаты мобилизованным достигают 195 тысяч рублей в месяц, солдатам на передовой под огнем противника — 8 тысяч рублей за каждый боевой день. За уничтоженную БМП дают 50 тысяч, за танк — 100 тысяч, за вертолет 200 тысяч рублей. Мобилизованным есть также дополнительные выплаты от регионов и разнообразные меры социальной поддержки их и их семей, которые тоже составляют значительные суммы. Но дело не только и не сколько в деньгах. Отношение другое. Участникам боевых действий быть почетно. Военно-промышленный комплекс тоже не отстает. Можно найти вакансии разнорабочего без опыта за 90 тысяч рублей, рабочего без опыта за 75 тысяч рублей, сборщика снарядов — 110 тысяч рублей, и так далее. Как видим, существенная разница.
Поэтому неудивительно, что работники стали перетекать, кто в армию, кто в военно-промышленный комплекс, а остальные стали поднимать планку требований. Условия изменились.
Поэтому вопрос к предпринимателям такой. Вы берете работника в дело или нет? Если берете в дело, то это означает, что он будет с вами работать много лет, принесет немало прибыли, улучшит свои навыки и ценность. За это он должен что-то получить, и не только текущую зарплату, но некий существенный доход, фактически часть прибыли компании, на который он поднимет свой имущественный уровень, ну там купит квартиру, дачу, автомобиль или даст образование своему ребенку. Соответственно и договариваться надо всерьез и надолго, и свои обещания исполнять. Если же не берете в дело, то тогда нечего и надеяться на лояльность работника, на его желание работать, учиться и повышать свою квалификацию. Работник за еду хорошим не будет.