Губернатор Камчатского края Владимир Солодов в интервью РБК Приморье рассказал о том, как регион старается увеличить поставки добытой рыбы на внутренний рынок, почему рыба оказывается доступной не для всех или даже недоступной для своих, то есть жителей региона, и как сделать так, чтобы решить проблему ценовой разницы.
По его словам, увеличение потребления рыбы внутри страны — это заглавная тема, так как рыбохозяйственный комплекс должен быть готов к вызовам, с которыми может столкнуться в будущем. Напомним, что до настоящего времени практически 70% продукции, произведенной дальневосточными рыбопромышленниками, уходило на экспорт, то есть на внешние рынки, и только 30% поступало на внутренний рынок. В 2022 году Солодов заявил, что одна только Камчатка способна, не сокращая экспорта, «завалить» и внутренний рынок рыбой, и объявил о планах нарастить объемы поставок на внутренний рынок.
С того момента регион заключил соглашения о поставках рыбы с федеральными сетями — «Вкусвиллом», «Гиперглобусом» и «Лентой». Магазины этих сетей в основном расположены в центральной части страны, и раньше там продавалась только искусственно выращенная рыба. Теперь на прилавках стала появляться и дикая камчатская рыба.
В сентябре 2023 года во время Восточного экономического форума власти Камчатки заключили согласие о прямых поставках рыбы с ещё одной крупной сетью — X5 Group (которая, к слову, активно расширяет свое присутствие на Дальнем Востоке и планирует открыть до конца 2023 года около 120 магазинов «Пятерочка»).
«В рамках партнерства X5 совместно с правительством региона проведет пилотный проект по поставкам продукции из минтая и горбуши, а также других видов рыбопродукции в центральную часть России с целью их продажи в торговых сетях X5 по сниженным ценам», — сообщила пресс-служба ритейлера по итогам ВЭФа.
В правительстве Камчатки в свою очередь сообщили, что проект «Камчатская рыба» станет федеральным, и власти региона будут предоставлять меры поддержки компаниям, которые готовы взять на себя обязательства по организации поставок рыбной продукции высокого качества с территории Дальнего Востока в центральную часть страны. Также в правительстве прорабатывают варианты снижения транспортных издержек и рассматривают альтернативные варианты для организации поставок, в том числе по Северному морскому пути.
По словам Солодова, несмотря на то, что «катастрофы нет», и в целом рыбохозяйственный комплекс выстоял, он может столкнуться с ограничениями на внешних рынках в будущем, поэтому «в этой ситуации самое очевидное решение — наращивать собственный рынок».
«В целом, считаю, что это должна быть целенаправленная политика: раскачать рынок, сформировать вкусовые предпочтения, мотивировать людей, чтобы они потребляли больше рыбы, объяснять им, что не всякая рыба одинаково полезна. Дикая и выращенная в искусственных условиях тиляпия или пангасиус — это разные продукты, их нельзя сравнивать ни по пищевой ценности, ни по вкусовым качествам. Поэтому важно, чтобы приоритет — в том числе, в государственных закупках — был отдан российской рыбе», — считает Солодов (Цитата — РБК Приморье).
При этом Солодов подтверждает, что хотя рыбу пытаются сделать доступной для всех, но в некоторых случаях бывает, что на западе страны камчатская рыба и изделия из нее могут стоить дешевле, чем на полуострове, где ее добывают. Происходит это из-за того, что размеры дисконта в федеральных сетях не определены. Солодов считает, что этой несправедливости можно избежать, если создать единый параметр, который будет отражать оптимальную для рыбаков стоимость товара с минимальной наценкой у дистрибьюторов и сетевиков. Тогда рынок начнет работать системно, без вмешательства властей.
Также он рассказал, что уже несколько лет на Камчатке реализуют проект «Доступная рыба», где камчатские уловы продают жителям со скидкой, составляющей порядка 30%: например, в этом году 1 кг охлажденной горбуши стоил 50 рублей, а красной икры — от 2,5 тысячи рублей.