В июне Госдума сделала красноярским металлургам подарок. Парламент принял поправки, которые снизили ставки по НДПИ для бедных медно-никелевых месторождений в Красноярском крае. Это следующие месторождения: Кингашское, Верхнекингашское, Черногорское, Горозубовское, Масловское, Талнахское и Октябрьское.
Законопроект имеет конкретных интересантов:
Первый — компания «Интергео» (входит в группу ОНЭКСИМ Михаила Прохорова), которой принадлежат лицензии на Кингашское и Верхнекингашское месторождения. Указанные месторождения содержат запасы никеля (2,3 миллиона тонн), меди (1 миллион тонн), кобальта (90,1 тысячи тонн), золота (46,1 тонн), серебра (474,5 тонн), металлов платиновой группы — 280,9 тонн.
Второй — компания «Русская платина» Мусы Бажаева, которая занимается разработкой Черногорского месторождения. Запасы руды здесь составляют 131 миллион тонн при среднем содержании никеля 0,25%, меди 0,20%, металлов платиновой группы и золота — 3,19 грамма на тонну.
Третий — «Норникель». Структуры Владимира Потанина занимаются добычей руды на Горозубовском, Масловском, Талнахском и Октябрьском месторождениях.
Из всех вышеперечисленных хозяйствующих субъектов более всех заинтересована в налоговых послаблениях прохоровская структура, ООО «УК Интергео». Компания по итогам 2020 года получила убыток в размере 501 миллиона рублей. Годом ранее, в 2019-м, её убытки равнялись 300 миллионам. Хозяйственное оживание компании явно не помешает.
Оживить мёртвые проекты
Документ по снижению НДПИ был инициирован федеральным правительством. Власти ожидают, что налоговые изменения позволят внести в разработку нерентабельные в действующей системе налогообложения «бедные» сульфидные медно-никелевые месторождения с низким содержанием полезных компонентов в руде. Для федеральной казны разработка таких месторождений привлекательна новыми налоговыми поступлениями и точечным оживлением экономики — в данном конкретном случае региональной экономики Красноярского края.
В правительстве исходили из того, что в случае сохранения действующей налоговой ставки в размере 730 рублей за тонну «бедной» комплексной руды (то есть с содержанием никеля не более 0,5%), проекты добычи такой руды становятся нерентабельными и не будут реализованы. Так сказано в пояснительной записке.
Механизм и условия действия льготной ставки НДПИ
Закон предусматривает установление нового рентного коэффициента в размере 0,2 для налоговой ставки НДПИ. Пониженный коэффициент будет действовать при добыче многокомпонентной комплексной руды, содержащей, в том медь, никель или металлы платиновой группы, с содержанием никеля не более 0,5%. Территория добычи очерчена чётко — участки недр, расположенные полностью или частично на территории Красноярского края. Степень выработанности таких участков на 1 января 2021 года должна составлять менее 1%. На проект по добыче должно быть заключено соглашение о защите и поощрении капиталовложений (СЗПК), а сам рентный коэффициент 0,2 устанавливается на срок 10 лет с начала промышленной добычи на данных участках недр.
Для проектов по извлечению многокомпонентной комплексной руды, не содержащей медь, никель или металлы платиновой группы, добываемой на расположенных полностью или частично на территории Красноярского края участках недр, законопроект устанавливает рентный коэффициент 1 для налоговой ставки НДПИ. Единичный коэффициент будет действовать для соответствующих месторождений в течение 15 лет с начала промышленной добычи на участке недр, либо в течение срока действия СЗПК или СПИК в зависимости от того, какой срок истекает позднее.
Металлурги чувствуют себя хорошо. Даже очень
В целом рынок металлов сейчас чувствует себя очень и очень хорошо. Настолько, что российское правительство ломает голову над тем, как обложить металлургов налогами так, чтобы лишить тех сверхприбылей. С прошлого года наблюдается неуёмный рост цен на металлы, что вызывает недовольство у тех, кто использует их в своей промышленной нише как сырьё для производства.
Минувшей осенью планы правительства по повышению в 3,5 раза НДПИ для металлургов и химиков встретили серьёзную критику со стороны бизнеса. Владельцы металлургических компаний заявили о необходимости сохранить налоговую нагрузку на прежнем уровне для целого ряда месторождений. А в мае 2021 года вице-премьер Андрей Белоусов и вовсе предложил изъять из металлургической отрасли 100 миллиардов рублей. После такой словесной интенции гигантов металлургии — ММК, «Северсталь» и НЛМК — временно просели в цене.
Если приплюсовать к общему ценовому подъёму такие вот географически точечные налоговые привилегии, можно уверенно констатировать: в металлургии всё хорошо.
Читайте также:
Как металлурги стали заложниками сверхприбылей