Для Дальнего Востока сырья нет

Российские промышленники всё чаще ставят экспорт в приоритет перед внутренними поставками, из-за чего страдают отечественные потребители — рядовые жители страны.

Для Сахалина нет угля и топлива

Жители Сахалина жалуются на дефицит угля и отсутствие возможности сделать его запасы на зиму.  Жители села Пятиречье в Холмском районе сообщили, что Солнцевский угольный разрез не отгружает уголь, так как весь объём идёт на экспорт. Проблемы с поставками угля наблюдаются и в других районах региона. Например, похожая ситуация в Невельском районе.

Солнцевский угольный разрез разрабатывается «Восточной горнорудной компанией». Дочка компании, ООО «Солнцевский угольный разрез», разрабатывает участки «Южный-1» и «Южный-2» одноимённого месторождения в Углегорском районе Сахалинской области. В компании заявляют, что разрез предоставляет уголь для населения Углегорского района по льготной цене в соответствии с заявкой, сформированной местной администрацией.

Между тем угольщиков подозревают в том, что они переориентировали потоки на рынки Юго-Восточной Азии, где более высокие цены, — отсюда и дефицит на местном рынке. Проверить ситуацию пообещала прокуратура Сахалинской области.

Неправильная ситуация и на топливном рынке. На Сахалине вновь закончился бензин. Дефицит сложился в Холмском городском округе, в Курильском районе. Притом для нефтеносного Сахалина дефицит бензина — ежегодная норма. Местные жители часто сталкиваются с дефицитом топлива на заправочных станциях. Топливом торгуют частные фирмы, которые приобретают нефтепродукты на аукционе у «Роснефти», которая добывает нефть в регионе.

Природа внутреннего дефицита топлива несколько иная, нежели у угля, и складывается из ряда факторов. «Сибирский экономист» ранее разбирал ситуацию:

Что не так с предложением Минэнерго запретить экспорт бензина из России

Жителям Камчатки отказали в СПГ

На Камчатке свои проблемы. В начале августа «Новатэк» отказался от поставок СПГ на Камчатку, ссылаясь на нехватку свободных объёмов на проекте «Ямал СПГ». Компания Леонида Михельсона пожаловалась на низкие тарифы на полуострове. В итоге было решено, что газифицировать Камчатку придётся «Газпрому», которому от социальной ответственности скрыться сложнее. Монополию назначили оператором газоснабжения Камчатского края за счёт СПГ.

Расходы на строительство инфраструктуры оценивают в 18 миллиардов рублей — сюда входит регазификационный комплекс, морская инфраструктура, танкер, участок газопровода. Возводить инфраструктуру планируется за счёт бюджетных средств, также придётся компенсировать «Газпрому» потери от продажи газа на Камчатке по регулируемой цене. Проект убыточный, потому монополия сопротивляется и пытается переложить бремя обратно на «Новатэк».

Между тем есть возможность поставлять на Камчатку отпарной газ, образующийся в процессе перевалки СПГ на терминале в бухте Бечевинская, где планируется перегружать СПГ с газовозов ледового класса на обычные танкеры. Терминалом будет пользоваться «Новатэк», отгружая сжиженный газ для азиатского рынка. Терминал обошёлся государству в 21 миллиард рублей — но для  внутреннего потребления его использовать не хотят, отдавая предпочтение экспортным поставкам.