Электромобили со всей своей «зелёной» повесткой едва ли станут панацеей для улучшения окружающей среды. Свежие исследования показывают (а главное — доказывают), что данный вид транспорта хоть сам по себе и является экологичным, тем не менее процесс его производства сопряжён с выбросами в атмосферу.
Консалтинговая компания Radiant Energy Group провела исследование и сделала вывод, что в некоторых странах Европы электромобили вредят планете больше, чем обычные машины с двигателем внутреннего сгорания.
Объём выбросов в атмосферу прямо зависит от доли угля в энергосистеме страны. Так, в Швейцарии ТЭК полностью обеспечивается атомной и гидроэнергетикой — здесь «экономия» выбросов при производстве электрокаров составила 100%. Следом идёт Норвегия (98%), Франция (96%), Швеция (95%) и Австрия (93%). Худшие результаты показали Кипр (4%), Сербия (15%), Эстония (35%) и Нидерланды (37%).
Схожее исследование ранее в июле провела Аргоннская национальная лаборатория в Чикаго. Вердикт: производство электромобилей приводит к выбросу большего объёма углекислого газа, чем сборка автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Эксперты установили, что при производстве электрического автомобиля в атмосферу в среднем выбрасывается около 8,1 миллиона грамма углекислого газа. При производстве авто с ДВС этот показатель составляет 5,5 миллиона грамма, что на 32% меньше.
В чём причина? Электроэнергия требуется в больших количествах для производства аккумуляторов для электромобилей. Это энергозатратный процесс, который потребляет много энергии — и от источника энергии в конечном счёте зависит углеродный след. В углеродный след, который оставляет электромобиль, также можно включить способ получения электроэнергии для зарядки автомобиля. Если для зарядки используется электроэнергия, вырабатываемая при переработке угля, то углеродный след ещё больше увеличивается, — в этом случае для того, чтобы сравняться по общему объёму вредных выбросов с автомобилем с ДВС, электромобиль должен проехать около 126 тысяч километров.
Вот уж дилемма. Что хуже: загрязнять окружающую среду при производстве или непосредственно в процессе эксплуатации? Описанный выше фактор (в случае, если мы говорим об углезависимой экономике) делает переход на электромобили неэффективным по своей сути, ведь затраты по переходу на электрокары большие, а экологический выхлоп небольшой. То есть ударить мощью электрического транспорта по глобальному потеплению не удастся.
Впрочем, в России, где уголь как раз задаёт тон в энергокомплексе, дилемма о переходе на электротранспорт не стоит вовсе. Пока ведущие экономики мира форсируют этот переход (вводят льготы, запреты, вкладываются в развитие производства и инфраструктуры), в России пока лишь намечают контуры развития парка и инфраструктуры электротранспорта в стране.
Ранее в августе правительство утвердило «Концепцию по развитию производства и использования электрического автомобильного транспорта в Российской Федерации на период до 2030 года». Согласно основному сценарию развития, число электрокаров в России к 2030 году должно превысить 1,4 миллиона штук, а для их обслуживания потребуется 144 тысячи зарядных портов. Собственное производство машин с электродвигателем в 2030 году запланировано на уровне 220 тысяч штук.
Впрочем, электрокары со временем стали не средством борьбы с глобальным потеплением, а больше имиджевым и технологическим проектом, в который страны мира ввязываются, чтобы не отставать от трендов. В 2020 году в России было всего около 11 тысяч электромобилей. Чтобы достигнуть цели, стране придется добиться 127-кратного роста. Стоит отметить, что наиболее активно развивается сегмент электробусов, серийное производство ведут «КамАЗ», ГАЗ и «Волгабас».
Читайте также: