Будете лопать сверчков и нахваливать

В Новосибирске открылась первая сверчковая ферма. Сверчков будут разводить на переработку в корма для животных или в муку. Сверчок по массе примерно на 75% состоит из белка, причем этот белок, судя по известным данным, на 95% усваивается пищеварением человека. Только вот первые отзывы об этой ферме оказались скептическими и даже отчасти негативными. Мол, вкус сверчковой муки не тот, да и дорого. Будут ли люди это есть? Формируется, на мой взгляд, без особых оснований, негативное отношение к этой инновации, которое проект может погубить.

Потому, я напишу своего рода отповедь критикам в защиту этой интересной инновации.

Вопрос первый: сверчковая мука на вкус. Как и у любого продукта с высоким содержанием белка, вкус ее будет напоминать вкус мяса или рыбы. Вкус этот описывается японским словом «умаи»; искусственно его можно вызвать добавлением глутамата натрия. Вообще, вкус блюда в решающей степени зависит от обработки и приготовления, добавления различных вкусовых добавок, тех же специй или ароматизаторов. Скверный повар легко может испортить даже продукт превосходного качества. В то же Финляндии сверчковая мука преподносилась как продукт для похудания, а сторонники такого подхода тяготеют к невкусной и дорогой еде, чтобы меньше хотелось есть.

В качестве сравнения приведу пример с соей. Соевые бобы в сыром виде ядовиты для человека, но после обработки из сои производится огромное количество самых разнообразных и очень вкусных пищевых продуктов.

Вопрос второй: хозяйственное значение сверчков. В свое время я изучал труды немецко-фашистского профессора по продовольственному делу Вильгельма Цигельмайера, который с немецкой дотошностью описывал, сколь трудно получить достаточное количество белка для продовольствия населения. Взрослому человеку требуется 1 грамм белка на кг веса в сутки, то есть около 70 грамм. В пшенице, к примеру, 12% белка (его содержание колеблется по сезонам). То есть, человеку надо съесть около 580 грамм пшеницы в мучном эквиваленте, чтобы получить нужное количество белка. Это примерно 650 грамм зерна. В свинине белка вдвое больше — 27% и съесть нужно 250 грамм свинины. Меньше пищи — меньше нагрузка на желудок и кишечник. Но повышать содержание белка в пище через животноводство не слишком выгодно. На килограмм свинины расходуется примерно 3 кг зерна, то есть 360 грамм растительного белка обращаются в 270 грамм животного белка.

Эффективность превращения растительного белка у сверчков ощутимо выше. Из трех кг живых сверчков получают 1 кг муки с содержанием 75% белка или 750 грамм белка. Это суточная порция на десять человек; человеку достаточно примерно 100 граммов сверчковой муки в сутки. Для выращивания килограмма сверчков требуется около 2 кг корма. Даже если это пшеничное зерно, то получается расход 6 кг зерна или 720 грамм белка на производство 750 грамм сверчкового белка. Иными словами, происходит повышение белковой ценности продукта по сравнению с сырьем. Но это еще не все.

Здесь есть крайне интересный момент. Сверчки жрут вообще все подряд, почти любую органическую массу: мертвых насекомых, листья, стебли, траву, зерно, грибы, могут поедать целлюлозу в бумаге и ткани, а также, по некоторым сведениям, могут есть пластик. Вот это для продовольственного дела, особенно военно-хозяйственного образца, очень ценно. Принципиально есть возможность превращать несъедобное для человека сырье, такое как траву или древесину, в продовольственный продукт и источник пищевого белка. Этого уже достаточно, чтобы одобрить это начинание.

Со своей стороны, я бы попробовал кормить сверчков борщевиком Сосновского, также известным как «Месть Сталина». Исключительно холодостойкое и выносливое растение, богатое одновременно целлюлозой (можно делать картон), и сахарами, думаю, сверчкам придется по вкусу и превратится в пищевой продукт.
Это потенциально совершенно новая пищевая индустрия, не являющаяся сельским хозяйством в собственном смысле слова и независимая от посевных площадей, сложной и дорогостоящей обработки земли. Продуктивность сверчковых ферм многократно превышает продуктивность самых лучших пахотных угодий, не говоря уже о том, что сверчков можно разводить даже там, где пашня отсутствует в принципе, лишь бы было поедаемое сверчками растительное сырье.

Потому, критикам сверчковых ферм, явно не понимающих существа продовольственного дела, стоит замолчать и не подрывать развития исключительно ценного для всего нашего хозяйства проекта. Создателям сверчковой фермы я бы посоветовал не слушать критику и не поддаваться унынию, а развивать технологию выращивания сверчков, их переработки и приготовления самых различных видов пищевой продукции из сверчкового белка. Поддержим, чем сможем.