Северный морской транзитный коридор: пока только на бумаге

Северный морской транзитный коридор, служащий инфраструктурной подмогой для СМП, тоже может споткнутся о геополитическое разобщение в мире. А когда речь идёт о международных транзитных коридорах, тут без кооперации между странами никуда.

Грузовой путь между Европой и Азией

Северный морской транзитный коридор обещают сдать в 2025 году. К этому времени планируется создать необходимый коммерческий ледовый флот и сеть портов-хабов для транзита грузов со всей сопутствующей инфраструктурой. Эта инфраструктура должна стать подмогой для Северного морского пути.

Порты-хабы или транспортно-логистические узлы должны появиться на северо-западе и северо-востоке России. Здесь будет осуществляться перегрузка контейнеров, которые прибыли из целевых портов Азии или Европы на фидерных судах, на коммерческие корабли ледового класса.

К целевым портам Европы относятся Роттердам, Гамбург, Гавр, Саутгемптон и Копенгаген. А к целевым портам Азии – Шанхай, Пусан, Тяньцзин и Йокогама.

Проект «Северный морской транзитный коридор» (СМТК) был инициирован госкорпорацией «Росатом» в 2019 году с целью создания нового предложения на международном рынке логистического сервиса по доставке грузов через Северный морской путь. «Росатом» (вернее, его дочка «Русатом Карго») выступает оператором проекта СМТК.

Реализация СМТК поможет нарастить грузооборот северной артерии, попутно способствуя социально-экономическому развитию арктических территорий. Структуры «Росатома» взяли на себя обязательство создать эффективные системы мониторинга и навигации на Севморпути, а также выстроить и отладить работу логистических цепочек.

Пробуксовка

Проект «Северный морской транзитный коридор» пока заметно пробуксовывает.

По сути, ни одна задача с 2019 года, когда было объявлено о реализации проекта, выполнена не была — несмотря на благоприятную конъюнктуру внешнего рынка. Строительство транспортно-логистических узлов и коммерческого флота так и осталось на бумаге. А сейчас конъюнктуру благоприятной назвать нельзя. Дело в том, что проект привязан к международной кооперации, рассчитывать на которую в свете геополитических событиях приходится всё меньше.

Лишь на вторую половину 2024 года анонсировано начало строительства глубоководного морского порта в районе посёлка Индига в Ненецком автономном округе мощностью в 80 миллионов тонн грузооборота. Через новый порт Индига предполагается экспортировать российское сырье в страны Азиатско-Тихоокеанского региона, прежде всего Японию.

«Росатом», напомним, также является инфраструктурным оператором Севморпути. По плану, к 2024 году грузопоток по северной артерии должен увеличиться до 80 миллионов тонн, а к 2030-му – до 150 миллионов тонн. Госкорпорация лоббирует, чтобы администрирование навигацией на СМП полностью отошло Росатому, что позволит в любое время дня и ночи в режиме реального времени отслеживать местонахождение судов. На самом же деле, став единоличным оператором на Северном морском пути, корпорация сможет значительно увеличить свои доходы.

Подробнее:

СМП: Росатом перетягивает одеяло на себя