В Амурской области власти сотрясают кулаками: загрязнение рек в регионе приобрело массовый характер. Притом виновником видят федеральное Минприроды и его бездумную политику по выдаче поисковых лицензий на россыпное золото без согласования с региональными органами.
За шесть месяцев 2022 года года в Амурской области выявлено 95 случаев загрязнения рек общей протяжённостью более 2,4 тысячи километров. За весь 2021 год таких случаев было 143 — загрязнению подверглась водная акватория площадью чуть более 5 тысяч километров.
Губернатор Амурской области Василий Орлов написал письмо в адрес Минприроды, в котором прямо связывает ухудшение экологической ситуации на реках со «значительным количеством выданных лицензий по заявительному принципу, позволяющих недобросовестным недропользователям вести хищническую разработку месторождений россыпного золота на стадии проведения геологоразведочных работ в отсутствие утверждённого в установленном порядке технического проекта и документов на недропользование». В результате, резюмирует глава дальневосточного региона, окружающей среде наносится значительный урон.
На конец мая 2022 года на территории Амурской области действовало 1457 федеральных лицензий на коренное и россыпное золото.
Глава Амурской области предлагает пересмотреть принцип выдачи лицензий и выдавать их только предприятиям, уже добывающим золото на протяжении не менее трёх промывочных сезонов. Также предлагает сократить срок действия поисковых лицензий на россыпное золото до трёх лет. Выдвигает также предложение запретить выдавать лицензии в отношении участков, примыкающих к границам особо охраняемых природных территорий.
Сетует губернатор и на слабый надзор. Сейчас за законностью добычи на участках, предоставленных исключительно для геологического изучения, следит лишь Федеральная пробирная палата, у которой нет возможностей делать эту работу эффективно.
В довесок губернатор Амурской области указывает на большое законодательное упущение — ликвидацию процедуры государственной экологической экспертизы документации по строительству объектов россыпной золотодобычи. Василий Орлов предлагает восстановить этот механизм госконтроля.
Если перевести официально-деловой документ на более житейский язык, то получается громкий демарш: губернатор уличает федеральные власти в бездумной и вредительской политике, винит их в пособничестве ухудшению экологии в регионах. Пока водным объектам в регионах наносится ущерб, 100% платежей по искам о возмещении вреда, причинённого водным объектам, зачисляются в федеральный бюджет, так как все реки относятся к федеральной собственности. Несправедливо.
Ситуация с массовым загрязнением рек в результате россыпной добычи золота характерна для всех регионов, где такая добыча ведётся. И лицензии старателям там тоже раздают налево и направо. Так, в Красноярском крае варварская добыча золота на реках осенью 2019 году привела к большой трагедии. На реке Сейба разрушился каскад земляных дамб, построенный ООО «Сисим», дочерним предприятием «Сибзолота». 20 человек погибли. Как выяснилось постфактум, каскад дамб был возведён в обход Ростехнадзора. Технологии добычи грубо нарушались. После трагедии к сфере золотодобычи в регионе на какое-то время было приковано внимание, но потом всё сошло на нет — и золотодобытчики-нарушители выдохнули, продолжив нарушать все экологические и технологические нормативы.
Ситуацию в 2022 году усугубили надзорные каникулы для промышленников. До конца 2022 года правительством введён мораторий на плановые проверки для поддержки бизнеса в условиях санкционного давления. В общей сложности было отменено около 214 тысяч мероприятий, из которых 158 тысяч относятся к плановым проверкам, а 60 тысяч — к внеплановым. Экологическое сообщество считает, что освобождение недропользователей от проверок может повлечь рост нарушений природоохранного законодательства. «Сибирский экономист» про это писал:
Надзорные каникулы для недропользователей могут продлить
Фото: Gornye-raboty.ru