В России по поручению Владимира Путина разработан проект федерального закона о северном завозе, который должен заложить правовые и организационные основы для доставки важных грузов в труднодоступные районы страны в ограниченные сроки.
Так, законопроект предлагает закрепить полномочия госорганов по контролю цен на товары, поставляемые в рамках северного завоза, и создать федеральную систему мониторинга грузов. Также планируется создание электронной торговой площадки северного завоза.
Ключевым положением нового закона является создание пула координирующих северный завоз ведомств. Руководство северным завозом предлагается сосредоточить в трёх структурах:
▪️ Федеральный координатор
▪️ Генеральный экспедитор
▪️ Единый морской оператор
Роль федерального координатора должно исполнять государственное ведомство, которое будет координировать действия органов власти, включая федеральные. Им, вероятно, будет Минвостокразвития — ведомство уже сейчас исполняет эти функции. Создавать дублирующую структуру вряд ли возьмутся.
В обязанности генерального экспедитора входит цифровизация всех логистических процессов северного завоза: построение маршрутов, отслеживание грузов, расчёт стоимости доставки. В настоящее время цифровым моделированием северного завоза занимается ФАНУ «Востокгосплан».
А вот с выбором единого морского оператора может случиться разлад. Варианта два: «Росатом» или «Совкомфлот». Атомную корпорацию на эту роль лоббирует сенатор от Магаданской области Анатолий Широков — он входит в экспертную группу, созданную для обсуждения законопроекта. «Росатом» в настоящий момент исполняет роль единого оператора Северного морского пути. С ролью оперирования северным завозом корпорация должна справиться легко.
Северный морской путь отдают на откуп «Росатому»
Но у «Росатома» есть конкурент в лице «Совкомфлота». В пользу «Совкомфлота» говорит наличие у него грузовых судов — в отличие от «Росатома», который специализируется на ледокольных проводках, соответствующих завозу судов у атомщиков нет. В частности, у «Совкомфлота» есть специализированный транспорт для доставки топлива, которое в ходе северного завоза требуется разово поставлять регионам в объёме годового запаса. Кроме того, против атомной корпорации может сыграть и тот факт, что северный завоз охватывает территорию регионов, а не только Северный морской путь как транспортную артерию.
Отметим, необходимость законодательно прописать базу для бесперебойного осуществления северного завоза возникла из-за сложностей с доставкой грузов. Осенью 2021 года на Дальнем Востоке обострилась проблема перевозок грузов морским путем — порты стояли затаренными. На проблему обратил внимание сперва полпред президента в ДФО Юрий Трутнев, а затем отмашку дал и сам глава государства.
Вице-премьер Юрий Трутнев:
«Грузы северного завоза должны быть доставлены вовремя. Также существуют значительные проблемы, связанные с финансированием северного завоза. А ведь всё надо закупить, а деньги поступают значительно позже, и он должен быть обеспечен соответствующим дешевым льготным финансированием. Это может довольно сильно повлиять и на стоимость продуктов питания, и на стоимость нефтепродуктов, о которой сейчас много говорят. Такой закон мог бы помочь людям снизить цены и гарантировано надёжно получать продукты питания в необходимый срок».
Северный завоз — ежегодная поставка необходимых товаров, в первую очередь продовольствия и топлива, в 25 регионов Крайнего Севера, Сибири, Дальнего Востока и европейской части России.