Ранее в октябре «Сахалин-1» перешёл в российскую юрисдикцию. На этом фоне ExxonMobil объявила о полном уходе из России.
Новый оператор
В Южно-Сахалинске зарегистрировано ООО «Сахалин-1» — новое юрлицо станет оператором одноимённого нефтегазового проекта. Согласно распоряжению Владимира Путина, к ООО «Сахалин-1» перейдёт имущество, права и обязанности предыдущего оператора, компании Exxon Neftegaz Ltd. — «дочке» американской ExxonMobil.
Долей в 11,5% новой компании будет владеть «Сахалинморнефтегаз-шельф», еще 8,5% у АО «РН-Астра». Оставшаяся доля иностранных участников (американской Exxon Mobil, японской Sodeco и индийской ONGC) в 80% пока что останется на балансе нового оператора. В течение месяца зарубежные компании должны будут согласиться на перерегистрацию долей в российской юрисдикции или отказаться от этого. До окончательного распределения долей управлять ООО «Сахалин-1» будет «Сахалинморнефтегаз-шельф».
В начале марта американская компания заявила о поэтапном выходе из операционной деятельности в рамках «Сахалина-1». В апреле Exxon Neftegas Ltd. объявила режим форс-мажора и сократила добычу, а с середины мая производственная деятельность на проекте была остановлена.
В августе ExxonMobil сообщала, что работает над передачей своей операционной деятельности по проекту неназванному юрлицу. Однако этот шаг был заблокирован указом российского президента, запретившим до конца 2022 года сделки с долями иностранных акционеров в стратегических компаниях России. По этому поводу американская компания даже грозила российским властям иском в Международный арбитражный суд, если ей не удастся договориться о приемлемом для неё выходе из проекта.
Уход. Теперь окончательно
На фоне решения российских властей о переносе проекта в российскую юрисдикцию ExxonMobil объявила о полном уходе из России, об этом сообщает Reuters. В заявлении компании, которое приводит агентство, сказано, что российские власти «в одностороннем порядке ликвидировали» её долю в проекте. При это пока не понятно, получат ли американцы компенсацию за российские активы, стоимость которых оценивается более чем в $4 миллиарда, и будут ли они оспаривать потери через международный арбитраж.
Напомним, ExxonMobil принадлежит 30% в «Сахалине-1». Оставшиеся доли распределены следующим образом. По 20% — у «Роснефти» и индийской ONGC, 30% — у японской Sodeco. Предположительно, доля ExxonMobil перейдёт к «Роснефти», в результате чего российская нефтяная монополия станет мажоритарным акционером.
Проект всё ещё на паузе
Тем не менее с учреждением нового оператора проблема запуска не снята. Сейчас нефтегазовый проект стоит на паузе, добыча прекращена. Его дальнейшая судьба осложняется санкционными ограничениями, которые касаются поставок оборудования и технологий для проекта. Между тем, согласно подсчётам комитета Госдумы по развитию Дальнего Востока и Арктики, от приостановки «Сахалина-1» бюджет РФ (включая бюджет Сахалинской области) ежемесячно теряет 4 миллиарда рублей.
По итогам 2022 года добыча нефти по «Сахалину-1» ожидается в два раза ниже запланированного уровня: 4,2 миллиона тонн против намеченных 8,9 миллиона.