Мнение: «Дальний Восток будет чувствовать себя полегче»

Новая экономическая реальность пугает своей непредсказуемостью и неопределенностью: что ждет регионы Сибири и Дальнего Востока? Экономист Наталья Зубаревич считает, что им можно чувствовать себя чуть спокойнее — из-за ориентации на азиатские рынки и ценных ресурсов, которые санкции не затрагивают.

«Мне кажется, для Дальнего Востока вся эта так называемая новая экономическая реальность безусловно будет проявляться в падении доходов населения из-за роста цен и очень высокой инфляции, безусловно будет проявляться в общем ухудшение уровня и качества жизни. Но! Там [на Дальнем Востоке — прим. ред.] основная масса предприятий — это те виды деятельности, которые в минимальной степени затронуты санкциями. <…>

Поэтому живите как-то спокойней. Потому что Дальний Восток, ориентированный на азиатские рынки, в целом при прочих равных чувствовать себя будет полегче. Это правда»,

— такую точку зрения высказала специалист по социально-экономическому развитию российских регионов (а также ученый, исследователь, профессор географического факультета МГУ) Наталья Зубаревич в эфире программы на канале «Живой Гвоздь».

Зубаревич считает, что регионы Дальнего Востока имеют и добывают дефицитные ресурсы, в которых остро нуждается мировой рынок, — это, в первую очередь, цветные металлы, и эту сферу санкции пока не затрагивают. Кроме того, лес, уголь и газ по-прежнему закупает Китай.

«На цветные металлы никто никаких санкций не налагал. Совсем. Никель, медь, платина, палладий — никаких санкций. И не будет, потому что дико дефицитный продукт на мировом рынке. И его аккуратно вынули из санкционной корзины, потому что все остальное как-то можно заместить», — говорит Наталья Зубаревич.

В контексте:

 

  • Ранее эксперты прогнозировали рост спроса и даже возможный дефицит на рынке некоторых цветных металлов. Предполагается, что к 2030 году возрастет спрос на все сырье для аккумуляторов: по литию – более чем в 7 раз, по кобальту – в 2 раза, по никелю – на 73%. Потребность в меди и алюминии к этому времени должна увеличиться на 17 и 28% соответственно.

 

  • Миллиардер Алишер Усманов и вовсе назвал медь «новым золотом» (его предприятие “Удоканская медь” в 2022 году планирует начать разработку крупнейшего месторождения в Забайкалье).

 

  • ​​Медь и никель — необходимые элементы для производства электромобилей и бытовой электроники, и спрос на них растет. Цены на никель в январе 2022 года достигли десятилетнего максимума, цены на медь также растут.