Сверхцены на рынке золота: взлёты, переделы и новые проекты

Сверхвысокие цены на золото, которые наблюдаются с началом пандемии, запустили структурные изменения на этом рынке в России.

Высокая маржа вывела владельцев золотодобывающих активов в топы списков Forbes. Так, в  2020 году российский список Forbes впервые возглавила семья Сулеймана Керимова, владеющая золотодобывающей компанией «Полюс» (в структуре  распределения акций между собственниками произошли изменения). На «Полюс» в 2021 году пришлась четверть всей добычи золота в России (84,5 тонн). По итогам прошлого года компании удалось подняться с четвёртого на третье место в топ-20 мировых золотодобытчиков.

Рост цен закономерно спровоцировал приход на рынок новых инвесторов. Летом 2020 года бизнесмен Владислав Свиблов через «Восток Золото» стал новым собственником золотодобывающего предприятия «Урюмкан», которе владеет Дарасунским рудником. Надо сказать, Свиблов в последние годы довольно активно заходит на поприще золотодобычи. Он уже купил компании Highland Gold, Trans-Siberian Gold, «Золото Камчатки», Kinross Gold, а также  готовится выкупить Кун-Манье у Amur Minerals. Все активы вкупе выведут бизнесмена в топ-3 по объёмам промышленных активов в этой сфере.

Консолидирует золотоносные активы Уральская горно-металлургическая компания. Ранее в апреле УГМК выкупила Petropavlovsk за $201 миллион перед Газпромбанком. Металлургическая компания также претендовала на GV Gold, однако сделка не состоялась из-за разногласий в цене.

Простираются в сфере золотодобычи интересы и промышленника Владимира Потанина. Речь идёт о Быстринском месторождении металлических руд в Забайкальском крае.  Лицензию на разработку месторождения «Норникель» приобрёл в 2005 году. Изначально предполагалось, что месторождение содержит около 31 тысячи тонн меди и в целом нерентабельно. Однако компания провела собственную разведку, которая показала, что на территории месторождения находится по меньшей мере 2,3 миллиона тонн меди, 295 тонн золота и 73,5 миллиона тонн железа. В 2018 году «Норникель» запулил Быстринский ГОК, на котором помимо медного и железорудного концентрата, которые пойдут на экспорт в Китай, добывается золото.

Другой известный российский бизнесмен, Алишер Усманов, золотодобычу без внимания тоже не оставляет. В ноябре 2022 года холдинг USM, принадлежащий Алишеру Усманову и Владимиру Скочу, зарегистрировал компанию USM Gold, в которую уже вошло предприятие по геологоразведке в Хакасии, ООО «Федоровское».В компании у USM Gold — 75%, еще 25% — у госхолдинга «Росгеология». К слову, «Росгеология» за последний год энергично создавала совместные проекты с другими золотодобывающими компаниями — «Полюсом», «Полиметаллом», «Селигдаром» и другими. Ну а в лице USM Gold Усманова видится появление нового крупного игрока на рынке золота.

Самый стабильный металл

Как отмечают эксперты, рост интереса инвесторов к приобретению золотых активов отражает растущие валютные риски на рынке. Когда сырьевые товары дорожают, золото, как правило, нет. Когда на сырьевых рынках спад, драгметалл идёт в рост. Ставка на золотые активы, как показал эмпирический опыт последнего десятилетия, неизменно окупается.

Читайте также:

Золотодобыча в условиях санкций: уповаем на серые схемы?