Санкции Арктике нипочём

Удивительно, но санкционное кольцо, которое с начала года методично сжималось вокруг страны, не сказалось на настроениях арктических инвесторов — их количество растёт. Если  в феврале 2022 года в Арктической зоне РФ было зарегистрировано 313 резидентов, то к июню их количество возросло до 435, а к началу августа достигло 457. Стабильный прирост желающих вкладываться в арктические земли налицо. 

Эксперты увязывают приток инвесторов со структурой арктических инвестиционных проектов в зависимости от вида бизнеса. 

Добыча углеводородов играет первую скрипку

Самое значимое направление — это, конечно, добыча углеводородов, поставка которых на рынки сбыта осуществляется посредством Северного морского пути. Государство обозначает транспортную артерию как приоритет работы правительства на ближайшее десятилетие. За первое полугодие 2022 года  грузооборот морских портов Арктического бассейна вырос на 4,8%. Хотя в целом по России морские грузоперевозки сократились на 0,5%. Подробнее о развитии кратчайшего транспортного коридора между Европой и Азией в нашем предыдущем материале: 

СМП: приказано развивать

Добыча нефти в первой половине 2022 года выросла на 3,4%. Ключевые направления нефтяного экспорта: Индия (отгрузка нефти в Индию увеличились в 50 раз за 2022 год), страны Ближнего Востока, Китай (экспорт в эту страну нарастили на 55%). Притом растёт доля серых схем в поставках российских углеводородов за рубеж, что продиктовано вызовом санкций: так, например, российская нефть в Бахрейне может смешиваться с местной, получившийся продукт формально перестаёт быть санкционной продукцией из России.

Другой важный продукт, добываемый на арктических просторах, — газ, поставки которого в сжиженном виде тоже осуществляются через Северный морской путь. Так, в июне поставки СПГ из России в Японию увеличились более чем на 20% — это итог переориентации тех танкеров, что раньше шли в Европу, в сторону Азии. В этом смысле СПГ начинает сильно конкурировать с трубопроводным газом, монопольным правом на экспорт которого обладает «Газпром».

Туризм рвёт

20% инвестпроектов в Арктике — это туристические объекты. Внутренний туризм ещё с начала пандемии переживает бум из-за закрытия границ. Так, в Ямало-Ненецком автономном округе количество туристов ежегодно растёт на 10%, что выше общероссийского показателя. Быстрый рост турпотока наблюдается и в Мурманской области. 

Арктика — новое популярное туристическое направление. Притом практически все туроператоры отмечают взрывной рост интереса к речным круизам. В арктических территориях таковые совершаются по трём сибирским рекам: Оби, Енисею и Лене. 

Особый режим

Вероятно, подхлёстывают инвесторов экономические преференции и льготы. Ранее в июле правительство смягчило условия получения льготного кредитования для арктических инвесторов, отменив требование о стоимости инвестпроекта в 1 миллиард рублей минимум и создании не менее 250 рабочих мест. Льготные кредиты можно получить на создание инфраструктуры и производственных мощностей в различных отраслях экономики. Приоритет отдаётся таким направлениям, как промышленность, транспорт и энергетика.

Параллельно Минпромторг прорабатывает новые механизмы для поддержки судостроения в Арктике, в том числе нулевую ставку НДС на услуги для предприятий данной отрасли Дальнего Востока и Арктики. В качестве условия для получения льготы предприятия судостроения в этих регионах должны будут выполнить встречные обязательства по сохранению численности работников и модернизации своих мощностей.

Пока ни одна экономическая зона России не может сравниться с Арктикой в плане благоприятных экономических условий — разве что Дальнему Востоку сейчас тоже уделяется немало внимания. 

Фото: seanews.ru